Во фронтовой Москве

В середине января 1942 года курсы стрелков-радистов прибыли в Москву. В это время под Москвой советские войска завершали первую в ходе Великой Отечественной войны крупную наступательную операцию. В результате ее успешного осуществления ударная группировка врага была разгромлена и отброшена от столицы Советского государства. Эта победа Красной Армии знаменовала начало коренного поворота в ходе войны и вызвала огромный морально-политический подъем на фронте и в тылу.

«Историческая победа под Москвой, — отмечает Л. И. Брежнев, — вдохновила советских людей на новые подвиги, укрепила их уверенность в том, что враг неминуемо будет разбит».

Однако несмотря на то, что враг был отброшен от Москвы, его полчища, отступая, бешено сопротивлялись. Продолжались яростные налеты вражеской авиации. Столица еще оставалась фронтовым городом.В этот трудный период в Москве при учебном полку резерва начальствующего состава бронетанковых войск Красной Армии на базе Ленинградских курсов стрелков-радистов был сформирован учебный батальон по подготовке радиоспециалистов. Командиром батальона был назначен бывший начальник курсов военинженер 2-го ранга Г. П. Александров. Он же исполнял обязанности заместителя командира учебного полка по радиоподготовке.

В радиобатальоне насчитывалось 294 курсанта. Из них 204 человека ранее служили в Красной Армии, а 94 уже участвовали в боях. У личного состава батальона была довольно высокая по тому времени общеобразовательная подготовка: 12 человек имели высшее образование, 40 — среднее и 242 — незаконченное среднее образование.

Таким образом, переменный состав радиобатальона по своему общеобразовательному уровню и жизненному опыту мог быть за короткий срок подготовлен для работы радистами. Этому во многом способствовало наличие в подразделении опытных командиров, политработников, преподавателей. Специалисты по радиоделу в большинстве своем имели высокую теоретическую подготовку и двух-трехгодичный опыт преподавательской работы. Руководителями общевойсковых дисциплин являлись командиры рот и взводов.

Важное значение в проведении учебно-воспитательной работы имели партийная и комсомольская организации батальона, насчитывавшие в своем составе 22 коммуниста и 130 комсомольцев. Для размещения и ведения учебно-воспитательной работы радиобатальону были выделены пустующие здания в районе Большой Пироговской улицы. Стекла в помещении были выбиты при бомбежках, водопровод, канализация и центральное отопление бездействовали, не хватало имущества и учебных классов. Лишения усугублялись нехваткой топлива и продовольствия.

С еще большими трудностями пришлось столкнуться при организации учебно-материальной базы. В радиобатальоне имелось всего 16 радиостанций 71-ТК-1 выпуска 1935—1936 годов. Литературы по технической подготовке не хватало, а по тактике, топографии, огневой и химической подготовке вообще не было. В таких тяжелых условиях радиобатальон приступил к устройству казарм, созданию учебно-материальной базы и организации учебного процесса. Несмотря на большие трудности, личный состав батальона был полон энтузиазма и решимости. Он был горд тем, что на него была возложена важная задача — в трудные для Родины дни готовить пополнение для фронта. Командование, партийная и комсомольская организации мобилизовали воинов на быстрейшее завершение подготовки к занятиям.

Все хозяйственные и монтажные работы выполнялись силами самих курсантов, работы не прекращались ни днем, ни ночью. В короткий срок были отремонтированы помещения для личного состава, оборудованы два класса по приему на слух и передаче на ключе и три класса для работы на радиостанциях, изготовлены учебно-методическая документация и пособия. Своими силами был произведен капитальный ремонт отопительной системы, канализации и водопровода. В Подмосковье курсанты заготовляли дрова и овощи.

В феврале 1942 года начались занятия в радиобатальоне. Учебный день составлял 13 часов, что диктовалось условиями военного времени, потребностями фронта в новом пополнении. За короткий срок, в течение месяца, курсантам предстояло приобрести навыки работы на радиостанциях, усвоить правила радиообмена, научиться пользоваться переговорными таблицами, устранять простейшие неисправности в аппаратуре. Кроме того, с курсантами проводились занятия по политической подготовке, тактике, топографии, уставам Красной Армии, строевой, танковой и огневой подготовке. Радист-стрелок должен был надежно обеспечивать радиосвязь, умело стрелять из танкового пулемета, а при необходимости — и вести танк.

Каждый учебный день был до предела насыщен занятиями и тренировками. Курсанты, желая быстрее попасть на фронт, использовали каждую минуту учебного и личного времени. Путем многократных тренировок они добивались четкой и оперативной работы па радиостанциях.

В быстром и успешном усвоении курсантами программы обучения была большая заслуга преподавателей, командиров и политработников. Умелыми преподавателями показали себя военные инженеры Н. А. Аккерман, П. Н. Горюнов, С. П. Калинин, М. В. Латманизов, И. А. Мельников, Г. И. Степанов, бывшие студенты Ленинградского политехнического института воентехники Ю. Н. Бехов, В. К. Жданов и другие. Все занятия проводили они на высоком идейном и теоретическом уровне, постоянно искали новые методические приемы обучения, добивались полного усвоения учебного материала непосредственно на занятиях.

 

Учебный корпус и штаб Московской школы радиоспециалистов

 

Наряду с подготовкой стрелков-радистов преподаватели радиобатальона занимались обучением радиоделу всего командного состава учебного полка.К середине 1942 года в стране закончилось перебазирование промышленности в восточные районы. По мере ввода в строй предприятий увеличивался выпуск важнейших видов вооружения
и боевой техники, в том числе и танков. Если в первом полугодии 1941 года от промышленности поступило 4800 танков, то во втором полугодии — уже 11200. Среди них преобладали лучшие в мире средние танки Т-34 и тяжелые — КВ. Это позволило весной 1942 года приступить к формированию танковых и механизированных корпусов и армий.

Для комплектования новых танковых объединений, соединений и частей потребовались новые кадры специалистов, в том числе радисты, радиотелеграфисты, младшие и средние командиры подразделений связи. 11 июня 1942 года директивой заместителя Народного комиссара обороны радиобатальон был выведен из состава учебного полка и реорганизован в школу радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск Красной Армии.

В штат школы входили три батальона по подготовке младших радиоспециалистов, курсы по переподготовке средних и старших командиров-связистов бронетанковых и механизированных войск.Первый батальон готовил радистов танковых экипажей, второй и третий — радистов для танковых частей, радиомастеров, электромехаников, телефонных мастеров и телефонистов. Срок обучения их в зависимости от специальности и потребностей фронта в связистах был до трех месяцев.

На курсах подготовки командиров с шестимесячным сроком обучения подготавливались радиотехники и начальники связи танковых полков и батальонов. Переподготовка офицеров-связистов бронетанковых и механизированных войск велась в течение 1—3 месяцев. Таким образом, школа становилась еще более важной и крупной кузницей кадров связистов для бронетанковых и механизированных войск Красной Армии.

После реорганизации коллектив школы возрос до 620 человек, из них старший и средний комсостав насчитывал 70 человек, младших командиров было 105 человек, рядовых — 423 и вольнонаемных— 22. Начальником школы был назначен военинженер 2-го ранга Григорий Петрович Александров, комиссаром—участник боев за Москву кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды старший политрук Николай Павлович Маринычев. Для решения новых задач, вставших перед школой, предстояло коренным образом изменить структуру учебного процесса, существующие учебные программы, пополнить учебно- материальную базу, оборудовать новые классы, лаборатории, радиополигоны, создать учебные радиомастерские, изготовить множество учебных и наглядных пособий по вновь вводимым дисциплинам.

Работу по переустройству учебного процесса и совершенствованию учебно-материальной базы необходимо было проделать в кратчайший срок, не срывая занятий. К лету 1942 года положение на советско-германском фронте резко ухудшилось. На юге и под Сталинградом шли тяжелые бои. В эти трудные для пашей Родины дни 28 июля 1942 года Народный комиссар обороны СССР издал приказ № 227. В нем было сформулировано требование к войскам: «Ни шагу назад!». Командному и политическому составу вменялось в обязанность перестроить партийно-политическую работу, направить все ее содержание на укрепление боевого духа и дисциплины войск, на достижение резкого перелома в ходе вооруженной борьбы.

Начальник политотдела школы старший политрук
Н. П. Маринычев

Командование, партийная и комсомольская организации школы радиоспециалистов провели большую работу по разъяснению и практическому выполнению требований приказа Наркома обороны.
Все положения приказа тесно увязывались с учебно-воспитательным процессом, с борьбой за качество подготовки специалистов для фронта, укреплением воинской дисциплины и воспитанием личного состава в духе беспредельной преданности Коммунистической партии и социалистической Родине. Многие курсанты брали повышенные социалистические обязательства. Так кандидат в члены ВКП(б) курсант Масков заявил: «Нам нужно всем выполнять приказ Наркома обороны в тылу и на фронте, только тогда мы сможем победить. Я обязуюсь отлично учиться, чтобы быть хорошим связистом и ехать быстрее на фронт». Таких патриотических заявлений было немало.

В школе широко развернулось социалистическое соревнование за лучшее выполнение учебных программ, совершенствование учебно-материальной базы, укрепление воинской дисциплины.
Заключались социалистические договора между ротами, учебными группами, принимались индивидуальные обязательства. По инициативе коммунистов был организован на звание «снайпер эфира» конкурс, целью которого было совершенствование навыков быстрой работы на средствах связи. Одновременно возникло движение по оказанию отстающим курсантам помощи со стороны передовиков учебы. В ходе социалистического соревнования командиры, политработники, преподаватели, курсанты проявляли творческую инициативу и находчивость.

Под руководством преподавателей в свободное от занятий время курсанты оборудовали радиомастерскую. Она работала по 14—16 часов в сутки. В скором времени в ней руками курсантов было изготовлено много оригинальных макетов по радиоаппаратуре и курсантами был освоен квалифицированный ремонт радиостанций. В связи с введением в программу нового предмета — ремонтно-монтажного дела — были оборудованы новые учебные классы, разработаны учебники и различные пособия.

Во время войны недоставало многих необходимых материалов, инструментов, измерительных приборов. Умельцы и рационализаторы школы радиоспециалистов нашли выход из положения. Они изготовляли самодельные приборы — вольтметры, оборудовали рабочие места со щитками питания для танковых радиостанций, причем пайку производили самодельными паяльниками. Курсанты Капитонов, Охотников и Степанов разработали и изготовили три приставки к радиостанциям для обеспечения связи танков с авиацией. Пример в этой работе подавали командир батальона капитан С. В. Мордвинов, начальник учебной радиомастерской капитан В. М. Винниковецкий, преподаватели радиодела А. Б. Лапук, Ю. Н. Вехов, В. К. Жданов, младшие командиры Виноградов, Судаков и другие. Больших успехов в боевой и политической подготовке коллектив школы добился в социалистическом соревновании, посвященном 25-й годовщине победы Великой Октябрьской социалистической революции.

 

Преподаватель радиодела старший Старший преподаватель радиодела
техник-лейтенант Ю. Н. Вехов инженер-капитан В. К. Жданов

 

Благодаря правильной организации учебного процесса, умело поставленной партийно-политической работе, способствовавшей созданию среди личного состава высокого политического подъема, атмосферы взаимопомощи, дополнительным тренировкам успеваемость и дисциплина курсантов повысились. По итогам выпускных экзаменов первое место в школе со средним баллом успеваемости 4,57 занял третий батальон, которым командовал старший лейтенант Л. А. Иванов, а среди рот — рота старшего лейтенанта Меркулова, которая была награждена переходящим Красным Знаменем. Выращено 75 отличников боевой и политической подготовки.

Лучших результатов в обучении и воспитании курсантов добились военинженеры 3-го ранга В. С. Равдоник, И. А. Мельников, капитаны П. К. Канарский, X. В. Тубеев, воентехник 1-го ранга
С. П. Калинин и другие. Все самые срочные предписания командования о выделении специалистов фронту удовлетворялись своевременно, хотя это требовало подчас сокращения почти в два раза сроков обучения без снижения качества подготовки. Московская школа давала фронту кадры связистов-танкистов непрерывным потоком. Почти каждый месяц несколько групп завершали учебу и отбывали в Действующую армию или формирующиеся танковые части. Случаев жалоб и претензий из войск на качество подготовки личного состава не было.

На торжественном собрании, проведенном в клубе завода «Каучук», начальник школы в своем докладе отметил, что «основная задача, стоящая перед школой радиоспециалистов, — удовлетворение оперативных требований фронта в кадрах радиоспециалистов и телефонистов в период формирования автобронетанковых поиск Красной Армии — была выполнена полностью».

На этом же собрании был зачитан приказ начальника Управления боевой подготовки автобронетанковых войск Красной Армии, где отмечалось, что в предоктябрьском социалистическом соревновании Московская школа радиоспециалистов заняла первое место среди частей, занимавшихся подготовкой танковых радиоспециалисгов. Все это свидетельствовало о том, что школа свои задачи выполняла успешно.

Всего за 1942 год Московская школа подготовила и выпустила (свыше 1000 радиоспециалистов. Одновременно при ней прошли переподготовку 160 старших и средних командиров. Этим коллектив школы вносил свой вклад в успех борьбы на фронте, в достижении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Грандиозная победа советских войск под Сталинградом, освобождение Северного Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление Красной Армии на других направлениях обязывали личный состав школы еще более упорно трудиться, более настойчиво подготавливать для фронта новые кадры воинов-связистов.

В конце декабря 1942 года школа получила 500 человек пополнения, в их числе 150 участников войны. Штат школы увеличился почти в два раза. В то же время по сравнению с 1941 —1942 годами, когда в нее приходило пополнение в основном с достаточно высокой общеобразовательной и физической подготовкой, в 1943 году положение с переменным составом несколько изменилось.
С одной стороны, стали прибывать фронтовики — танкисты и связисты, а с другой — молодежь 1926—1927 года рождения, призвавшаяся из тыловых и освобожденных от врага районов. У этих
призывников общеобразовательная подготовка была значительно ниже.

В школе активизировалась работа по теоретической и практической подготовке связистов для танковых войск. Основное внимание обращалось на улучшение качества боевой учебы, укрепление воинской дисциплины, воспитание высоких морально-политических качеств у воинов, на выполнение директивы начальника Управления боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной Армии от 8 августа 1942 года, где требовалось при обучении радистов прививать им твердые навыки работы по радио, быстро и правильно передавать и принимать команды, распоряжения и приказы в ходе боя, особенно в движении.

Ядром воинского коллектива были воины-фронтовики, которые имели большой практический опыт организации связи в боевых условиях. Их опыт становился достоянием всех курсантов. Группы, где занятия проводили преподаватели-фронтовики капитаны П. И. Власов, А. П. Корсаков и другие, имели только отличные и хорошие оценки по специальной подготовке.

Постоянно совершенствовали свой теоретический уровень, методическое мастерство и практические навыки по организации радиосвязи и ремонта радиосредств в боевой обстановке и «старые» кадры. В школе регулярно проводилась командирская подготовка офицеров постоянного состава, в ходе которой изучались принципы ведения современного боя, боевой устав пехоты, штатная радиоаппаратура и другие вопросы.

Далее -> Крепнет связь с фронтом