Крепнет связь с фронтом

Большое значение в повышении профессионального уровня преподавательского состава, в обучении курсантов на опыте Великой Отечественной войны имело поддержание прочной связи школы с Действующей армией. Связь эта была многогранной. Командиры- фронтовики, прибывавшие на переподготовку, выступали перед личным составом школы. В то же время ее преподаватели, командиры и политработники сами выезжали на фронт с целью стажировки и получения практики по организации радиосвязи и ремонта радиосредств непосредственно в боевой обстановке.

Осуществлялась переписка с выпускниками школы. Курсанты и комсостав проводили сборы средств на постройку боевой техники для фронта. Кроме того, войсковые радиостанции ремонтировались в самой школе.

Еще в 1942 году по инициативе старшего сержанта Никифорова в школе родился почин совмещать учебу с выполнением задачи по ремонту радиостанций для фронта. Командование и
партийная организация поддержали этот почин. С ближайших фронтов в радиомастерскую школы стали поступать поврежденные радиостанции. Не считаясь с временем, радиомастера и радиотехники, возглавляемые воентехником l-гo ранга Н. Д. Толстиковым, стремились как можно быстрее исправить и возвратить фронту радиоаппаратуру.

Радиомастерская школы стала пользоваться большой популярностью в танковых частях Действующей армии. В мастерской восстанавливались, казалось, самые «безнадежные» радиостанции. Уже в 1942 году школа отремонтировала для фронта более 100 радиостанций.

Колоссальный размах наступательных операций советских войск в 1943 году предъявлял все более возрастающие требования к военной промышленности государства, которая в том году про-
извела 24 тысячи танков и самоходно-артиллерийских установок. В связи с увеличением производства танков было принято решение Государственного Комитета Обороны об ускорении производства танковых радиостанций новых образцов 9Р, ЮР, 12РТ, Г2РТК. В соответствии с решением ГКО был налажен выпуск этих радиостанций, а их поставки войскам в 1943 году почти в 2,5 раза превысили уровень 1942 года.

При Московской школе была расширена переподготовка офицерского состава, проводились сборы начальников связи учебных и формируемых танковых частей. На этих сборах фронтовые офицеры изучали новую технику, знакомились с новыми методами организации радиосвязи. Преподаватели не только учили участников сборов, но и сами учились у них. Перед личным составом школы выступали начальники связи 80-й танковой бригады старший лейтенант Ю. И. Каменев, 46-го отдельного учебного танкового полка капитан Е. П. Безукладников, 26-го отдельного учебного танкового полка старший лейтенант В. В. Мишин и другие. Они делились своим опытом организации радиосвязи в боевых условиях.

Сборы офицеров-связистов танковых войск помогали обобщению и распространению фронтового опыта организации радиосвязи.
Кроме того, на базе школы радиоспециалистов проводились сборы помощников начальников училищ бронетанковых войск по технической части. Для генералов и офицеров бронетанковых и механизированных войск устраивались выставки новой отечественной и зарубежной радиоаппаратуры.

В целях оказания всемерной помощи фронту, ускорения ремонта поврежденных радиостанций непосредственно в танковых частях, но инициативе командования Московской школы радиоспециалистов в апреле 1943 года на Калининский фронт выехала подвижная радиомастерская. В трудных боевых условиях коллектив радиомастерской произвел ремонт многих войсковых радиостанций. Эта инициатива была высоко оценена начальником Главного управления формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск.

Танковая радиостанция 9Р

При школе было создано еще несколько подвижных радиоремонтных мастерских, получивших название радиолетучек. В годы войны они побывали на многих фронтах и в районах формирования воинских соединений.

В июне 1943 года подвижная мастерская с бригадой ремонтников в Тамбовских лагерях отремонтировала 86 радиостанций, поступивших из Действующей армии. В сентябре этого же года в войсках Степного фронта побывала бригада ремонтников в составе четырех человек во главе с начальником специального цикла школы инженером-майором С. П. Калининым. Бригада проделала большую работу по оказанию помощи танковым частям в районе действий, чем в значительной степени способствовала повышению их боеспособности. В данной командованием 5-й гвардейской танковой армией боевой характеристике о работе бригады «радиолетучки» указывалось: «Находясь все время на передовых позициях с лучшими радистами передовых наблюдательных пунктов, в условиях непрерывного минометного, артиллерийского обстрела и бомбардировок с воздуха и частого перемещения вместе с передовыми отрядами, инженер майор С. П. Калинин своевременно организовал ремонт, и за короткий срок, с 28 июля по 18 сентября, «летучка» произвела средний и капитальный ремонт 53 радиостанций, в том числе сложной приемной аппаратуры и мощных раций, и тем самым обеспечила непрерывную боевую связь».

С 12 октября по 1 декабря 1943 года на 1-м Прибалтийском фронте ремонт войсковых радиостанций обеспечивала бригада в составе начальника В. К. Жданова, младших техников-лейтенантов Кузьмина и Кулькина. За образцовое выполнение заданий командования весь «экипаж» был награжден орденами и медалями Советского Союза.Большую помощь войскам в ремонте радиооборудования оказывали «радиолетучки» школы на Ленинградском, Западном, Южном и других фронтах. Выездные бригады работали днем и ночью, не зная отдыха, часто на переднем крае, под огнем врага. И везде воины школы радиоспециалистов, являясь образцом мужества и бесстрашия, зарекомендовали себя как умелые специалисты.

О том, как работали представители Московской школы на фронтах, красноречиво свидетельствует запись, сделанная начальником связи 9-го механизированного Краснознаменного Киевско-Житомирского корпуса в наградном листе на младшего техника-лейтенанта В. Т. Чумакова: «Радиолетучка Школы БТ и МВ в составе младших техников-лейтенантов В. Т. Чумакова, В. А. Ауфер и шофера ефрейтора И. П. Булыгина в трудной обстановке артобстрелов и авианалетов умело и исключительно добросовестно ремонтировала боевые радиостанции. Благодаря их умению и бесстрашию было восстановлено 17 боевых радиостанций. Радиосвязь в частях стала работать устойчиво и надежно. Тем самым была оказана неоценимая услуга механизированному корпусу в наполнении боевой задачи. За быстрый и качественный ремонт радиостанций в боевых условиях тов. Чумаков награжден орденом Красной Звезды».

Таких высоких наград Родины были удостоены десятки офицеров, сержантов и солдат школы. В самой школе ремонт радиоаппаратуры проводился все в более широких масштабах. Только за 1943 год воины-радиоспециалисты восстановили для войск 607 радиостанций. Осуществляя ремонт войсковых радиостанций, личный состав школы способствовал повышению боеспособности частей и соединений танковых войск и сам проходил практику работы во фронтовых условиях. В этой работе собирался и обобщался опыт выявления наиболее характерных неисправностей танковых радиостанции Тесная связь с фронтом позволяла качественнее подготавливать радиомастеров и радиотехников.

Этот метод был распространен и на другие учебные танковые части. В приказе начальника Главного управления формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск от 12 мая 1943 года всем учебным частям, занимавшимся подготовкой радиоспециалистов для бронетанковых и механизированных войск, предлагалось использовать опыт создания и работы ремонтных «летучек» Московской школы по восстановлению радиосредств частей в боевых условиях. Этим же приказом за проявленную инициативу в деле оказания помощи частям по восстановлению войсковой радиоаппаратуры начальник школы инженер-подполковник Г. П. Александров был представлен к правительственной награде, а личный состав опытной ремонтной «летучки» премирован.

В годы Великой Отечественной войны на территории СССР формировались и проходили обучение соединения и части Чехословакии, Польши и других государств, которые помогали Советской
Армии и в то же время боролись за освобождение своих стран от фашистского порабощения. Советский народ оказывал этим формированиям всестороннюю помощь в деле вооружения, материально-технического оснащения, в боевой и политической подготовке.

Коллектив Московской школы радиоспециалистов также принимал в этом активное участие. Специалисты школы помогали подготавливать стрелков-радистов и командиров танков 1-го танкового полка польской дивизии имени Тадеуша Костюшко. В августе 1943 года группа в составе инженера-капитана Г. И. Степанова, старшего техника-лейтенанта Ю. Н. Вехова и сержанта Павлушина обучала польских танкистов знанию материальной части танковых радиостанций (9Р, 10Р, ТПУ-ЗР), правил вхождения в связь, организации связи в танковом бою. Занятия проводились
по 30-часовой программе. Командование польской дивизии высоко отзывалось о работе советских радиоспециалистов. Так на деле претворялись в жизнь идеи пролетарского интернационализма.

В воспитательной работе широко использовалась такая форма связи с фронтом, как письма, приходившие из войск от выпускников школы. Вот выдержка из письма бывших курсантов Косякова,
Марченко, Матвеева, Чудинова, адресованного начальнику школы: «Мы встретились в условиях фронтовой обстановки на 1-м Украинском фронте. И первые наши слова были о Школе, о Москве. Мы гордимся, что окончили нашу Школу, которая дала нам большие знания. Наша Школа радиоспециалистов здесь хорошо известна, как лучшая школа по подготовке кадров связи. Вашу большую тяжелую воспитательную работу мы оправдали в прошедших боях с врагом. Мы просим Вас передать всем курсантам Школы, чтобы они очень и очень серьезно относились к учебе, ибо каждая недоработка здесь сильно отражается в работе, особенно на радио-технике. Это наша товарищеская просьба к товарищам, которые еще, может быть, этого не осознали, что не сознавали раньше и мы».

В своих письмах бывшие выпускники горячо благодарили своих преподавателей за их труд, сообщали о своей воинской службе и успехах, делились своими планами, заверяли, что высоко и с достоинством будут нести честь выпускника Московской школы радиоспециалистов. «Спасибо Вам, товарищ капитан, и всем преподавателям, — писали бывшие курсанты Богданов, Спирин, Стеца преподавателю радиодела инженеру-капитану Г. И. Степанову, — за те знания, которые нам дала Школа. Даем слово, что в боях не опозорим Школу, что будем делать все, чтобы связь была бесперебойной». Письма от фронтовиков зачитывались перед молодым пополнением и на собраниях личного состава. Курсанты слушали их с большим вниманием. Эти письма вдохновляли воинов на еще более полное овладение воинской специальностью, на боевые подвиги.

В годы войны в Советской стране широкий размах получило массовое патриотическое движение — сбор средств на вооружение Красной Армии. Этот почин, подхваченный по всей стране, нашел
горячий отклик и среди коллектива школы.

Еще в 1941 году, находясь в блокадном Ленинграде, командный и рядовой состав курсов стрелков-радистов внес в фонд обороны на постройку танковой колонны имени Ленинского комсомола
добровольных взносов на сумму 3348 рублей. С большим подъемом прошел сбор средств на постройку танковой колонны имени М. В. Фрунзе. Курсанты и офицеры собрали 44 141 рубль. Благородные побуждения и чувства, владевшие советскими людьми, были выражены в словах курсанта Соловьева: «Я вношу 100 рублей. Пусть на грозных машинах, построенных на наши деньги, славные танкисты беспощадно уничтожают гитлеровских мерзавцев». Так заявляли большинство курсантов и офицеров.

С огромным воодушевлением воины школы радиоспециалистов подписывались на Государственные военные займы, добровольно отдавая все свои сбережения и денежное содержание на многие месяцы вперед. Например, курсант Косоруков при окладе 32 рубля 50 копеек подписался на 500 рублей и внес наличными 100 рублей.
Всего Московская школа по второму, третьему и четвертому военным займам и двум денежно-вещевым лотереям провела подписку на сумму 1 279880 рублей и внесла наличными 196 665 рублей. Средства, собранные личным составом школы, явились действенной помощью фронту.

 

Далее -> На заключительном этапе войны