Начало мирной учебы

(1946—1956 гг.)

Окончилась Великая Отечественная война. Советский Союз внес самый большой вклад в победу над силами германского фашизма, японского милитаризма и их союзников. В результате ослабления сил империализма ряд стран Европы и Азии ликвидировал у себя реакционные режимы. Образовался мировой социалистический лагерь. Начался распад колониальной системы империализма. В этой обстановке, желая ослабить силы мира и прогресса, мировой капиталистический лагерь во главе с Соединенными Штатами Америки перешел к политике «холодной войны». Ударные силы империализма стали угрожать всему миру и прежде всего Советскому Союзу ядерным оружием.

Коммунистическая партия и Советское правительство, направляя силы народа на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, развернули борьбу за укрепление мира, за разрядку международной напряженности. Вместе с тем партия и правительство не забывали о новой угрозе, теперь уже со стороны США и их союзников, и поэтому проявляли большую заботу об укреплении оборонной мощи страны, ее Вооруженных Сил. После окончания Великой Отечественной войны перед Советскими Вооруженными Силами встали новые сложные задачи.

В частности, необходимо было в ближайшие годы научно обобщить и критически осмыслить большой опыт минувшей войны, изучить влияние современных видов вооружения на способы ведения боя и операции, найти такие формы организации войск, которые бы полностью отвечали новой технике и условиям ее применения, разработать вопросы организации и осуществления управления войсками в современных условиях.  Ответственные задачи, поставленные перед Вооруженными Силами СССР, требовали более качественной подготовки офицерских кадров для всех родов войск, в том числе и для войск связи. В решении этих задач активное участие принимала Московская школа радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск. 10 августа 1945 года вместо ушедшего в запас инженера-подполковника В. С. Равдоника начальником школы был назначен полковник Иван Николаевич Вегерчук.

 

 Начальник школы генерал-майор войск связи В. М. Говядкин

 Под его командованием в основном был завершен процесс перевода школы на мирное положение. В январе 1946 года школу возглавил кандидат технических наук генерал-майор войск связи Василий Михайлович Говядкин.

 

 Главное здание школы в Горьком

 Осенью 1945 года в связи с начавшейся демобилизацией в Советской Армии многие офицеры школы радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск возвратились к мирному труду. На место ушедших в запас командиров, политработников и преподавателей приходили новые молодые кадры. В эти дни к работе в школе была привлечена группа ее выпускников из первого батальона, среди которых были окончившие по первому разряду младшие техники-лейтенанты Ю. Н. Богданов, М. М. Дижур, В. А. Локтин, В. М. Никитин, С. Л. Резниковский. Вместе с выпускниками прошлых лет техниками-лейтенантами В. П. Кирюновым, А. А. Траховым и другими они долгое время служили в школе радиоспециалистов.

В мае 1946 года школа была переведена на штаты мирного времени. Срок обучения был увеличен: для офицеров стал 2 года, для сержантов — 6 месяцев. Школа по-прежнему выпускала офицеров—радиотехников и начальников связи танковых частей и сержантов-радиомастеров.

В июне 1946 года школа была временно переведена в город Мичуринск Тамбовской области, а в мае 1947 года — в город Горький. Условия базирования школы в Мичуринске были крайне неблагоприятными. Не хватало учебных площадей и казарм, снабжение электроэнергией и топливом было недостаточным. Из-за слабой учебно-материальной базы с большим трудом налаживался учебный процесс. Серьезные затруднения испытывал коллектив школы и в первые месяцы после перебазирования в город Горький. Много труда вложили преподаватели и курсанты школы, чтобы переоборудовать

помещения, занимаемые ранее танковым училищем, для подготовки радиоспециалистов. Пример показали коммунисты и комсомольцы. На прошедших в начале июня 1947 года партийных и комсомольских собраниях офицеры и курсанты взяли обязательство закончить строительство и оборудование помещений к 1 августа и с честью выполнили свое обещание. Уже в середине июля начались регулярные занятия и в отремонтированных, и в заново построенных учебных помещениях.

В сентябре 1947 года был произведен первый послевоенный выпуск молодых офицеров- радиотехников. Среди выпускников были техники-лейтенанты Балабанов, Пучинский, Сафонов, Шибаровский и другие, окончившие школу по первому разряду. В дальнейшем они добросовестно служили в войсках, успешно закончили военные академии и работали в научно-исследовательских учреждениях. В этот период школа пополнилась новыми кадрами офицеров — бывших фронтовиков, обладавших большим опытом Великой Отечественной войны, организаторской и преподавательской работы. Среди них особенно инициативными и работоспособными были Б. Н. Агранович, И. М. Бахрушин, В. Н. Лямин, С. К. Мальцев, И. С. Мишкин, П. Г. Панков, А. Ф. Пилюк, К. Ф. Прошляков, А. М. Саркисов, С. А. Туловчиков, Б. Н. Федоренко.

26 сентября 1947 года начальником школы был назначен генерал-майор войск связи Сергей Сергеевич Монастырев. Под его командованием в школе проводилась большая работа по дальнейшему развитию учебно-материальной базы и совершенствованию учебно-воспитательной, методической, военно-научной деятельности.

 

 Начальник школы генерал-майор войск связи С. С. Монастырев

В связи с усилением агрессивности США и других империалистических государств, ростом международной напряженности Коммунистическая партия продолжала укреплять Советские Вооруженные Силы. Школа радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск увеличивала выпуск радиомастеров и радиотехников. В 1949—1950 годах при школе были организованы и работали одногодичные курсы подготовки техников-лейтенантов. На курсы принимались сержанты, имевшие опыт службы в войсках и работы по ремонту радиоаппаратуры.

В первые послевоенные годы коллектив школы настойчиво трудился над выполнением задачи подготовки кадров для войск связи. Занятия часто проводились не только днем, но и ночью, так как еще недоставало учебных помещений, аппаратуры, наглядных пособий. Не хватало и преподавателей. Но личный состав школы преодолевал все трудности. Пример в учебе и службе показывали коммунисты и комсомольцы, которые составляли большинство личного состава. На 1 января 1950 года в школе было 6 первичных и 11 ротных и равных им партийных организаций, в которых насчитывалось 173 члена ВКП(б) и 24 кандидата в члены партии. В комсомольской организации школы состояло 572 комсомольца.

Важное значение в мобилизации усилий коммунистов на решение главных задач, стоявших перед коллективом школы, имело общешкольное партийное собрание, проведенное 15—16 января 1950 года. С докладом «О состоянии партийно-политической работы по обеспечению боевой и политической подготовки и очередные задачи политотдела и партийных организаций выступил начальник политотдела полковник И. А. Алексеев. Политотдел школы и партийная организация оказывали помощь офицерам в изучении марксистско-ленинской теории. Регулярно читались лекции по важнейшим проблемам внутренней и внешней политики СССР. Серьезное внимание уделялось военной и специальной подготовке постоянного состава. Проводились методические конференции, показные и открытые занятия, а также другие мероприятия. Все это способствовало улучшению качества подготовки выпускаемых школой радиоспециалистов. Широкое развитие в школе получила рационализаторская работа. На выставке работ изобретателей и рационализаторов бронетанковых и механизированных войск, организованной в 1948 году, школа заняла первое место по секции связи. Высокую опенку экспонатам, представленным школой, дал командующий бронетанковыми и механизированными войсками Вооруженных Сил СССР маршал бронетанковых войск С. И. Богданов. В особенности он отметил серию макетов, позволяющих наглядно обучать радистов устранению простейших неисправностей в танковых радиостанциях. Затем школа получила от командующего бронетанковыми и механизированными войсками задание изготовить по 100 экземпляров макетов для войск. Это важное задание курсанты выполняли на занятиях по радиомонтажу и в свободное время. Было налажено поточное изготовление макетов. Задание было выполнено в срок.

В декабре 1948 года состоялась конференция рационализаторов и изобретателей Московского военного округа. Во время конференции была организована выставка работ рационализаторов и изобретателей.

 Президиум конференции рационализаторов и изобретателей школы (1948 г.)

Школа радиоспециалистов заняла на ней первое место среди военно-учебных заведений округа. Наиболее высокую оценку заслужил экспонат «Стол танкового радиотехника». Он представлял собой стенд для проверки и ремонта танковых радиостанций и позволял при отсутствии промышленных измерительных приборов, которых в то время в войсках было очень мало, производить проверку, ремонт и регулировку танковых радиостанций. Стенд был изготовлен техниками-лейтенантами Дижуром, Кирюновым, Резниковским, сержантами Добраковским, Маргулисом и Молодцовым. Отмечен был также стенд для проверки танковых переговорных устройств, предложенный инженером-майором Туловчиковым. Много было и других интересных рационализаторских предложений, способствовавших более качественному обучению курсантов, лучшей эксплуатации и ремонту техники. За большие успехи в рационализаторской работе школа неоднократно награждалась грамотами и кубками. Полученные в школе навыки рационализаторской работы использовались выпускниками в их практической работе. На протяжении всей службы в войсках они показали себя, как правило, отличными специалистами, владеющими твердыми практическими навыками эксплуатации и ремонта радиоаппаратуры, являлись образцом выполнения воинского долга. В танковых частях высоко ценили выпускников школы бронетанковых и механизированных войск.

Верная своим традициям, школа активно поддерживала связь с войсками, оказывала им практическую помощь. Выездные бригады школы ремонтировали радиостанции в частях, на танковых базах, в танковых училищах. За хороший ремонт радиостанций в Никольском и Криворожском танковых училищах в 1946 году выездные бригады школы радиоспециалистов были поощрены начальниками этих училищ. В марте 1948 года группа радиоспециалистов школы произвела проверку и ремонт радиостанций на одной из военных баз и также заслужила благодарность от ее начальника. В школе проводились сборы радиотехников из танковых частей. На них изучались новые танковые радиостанции, порядок их хранения, эксплуатации и ремонта.

В ноябре 1949 года под руководством начальника связи бронетанковых и механизированных войск генерал-майора войск связи А. П. Борисова при школе проводился сбор начальников связи соединений, частей и училищ бронетанковых и механизированных войск Советской Армии. Участники сбора ознакомились с учебным процессом, его материальным обеспечением, и методической работой в школе. Подводя итоги сборов, начальник штаба бронетанковых и механизированных войск дал высокую оценку работы школы. Многие начальники связи выражали командованию школы благодарность за хорошую подготовку офицеров и сержантов, которые служили в частях и учебных заведениях. Всесторонние связи школа поддерживала с местными партийными и советскими органами. В декабре 1947 года начальник школы генерал-майор войск связи С. С. Монастырев был избран в состав Горьковского городского Совета депутатов трудящихся. Депутатами Ворошиловского районного Совета города избирались начальник политотдела подполковник Н. П. Маринычев и командир батальона подполковник Боровков.

В школе хорошо была налажена общественно-политическая и спортивно-массовая работа. Курсанты, офицеры, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие активно участвовали в художественной самодеятельности. Много лет руководил хором опытный педагог Я. В. Лебедев. В 1948 году коллектив школы принимал участие в смотре армейской художественной самодеятельности Московского военного округа и заслужил благодарность командующего войсками округа. Значительные успехи были достигнуты в спортивной работе.

Зимой 1949 года 93 процента личного состава школы сдали нормы на значок ГТО, а команда лыжников заняла первое место в Горьковском гарнизоне. В 1951 году па окружной спартакиаде школа заняла первое место по офицерскому многоборью, а зимой этого же года — второе место в округе на лыжных, конькобежных н стрелковых соревнованиях. В том же году команды школы заняли первое место по спортивной гимнастике и шахматам в Горьковском гарнизоне. Курсант В. Н. Чирков неоднократно выступал на окружных и всеармейских соревнованиях по лыжам, был чемпионом Московского военного округа, защищал честь страны на международных состязаниях.

Активная рационализаторская, общественно-политическая и спортивно-массовая работа содействовали повышению качества учебы курсантов. Успехи школы в боевой и политической подготовке, военно-научной, общественно-политической и спортивно-массовой работе были достигнуты благодаря умелому руководству командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций, которые мобилизовали всех коммунистов и комсомольцев, весь личный состав школы на решение стоящих перед пей задач.

В феврале 1951 года школу радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск посетил начальник войск связи Советской Армии маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Он отметил, что подготовка кадров в школе организована правильно, материальная база обеспечивает высокое качество обучения, преподаватели и строевые офицеры имеют достаточный опыт обучения и воспитания курсантов, в целом школа успешно справляется с выполнением задачи подготовки кадров радиоспециалистов.

 

Далее -> Становление училища связи