Становление училища связи

В начале 50-х годов международная обстановка стала еще более напряженной. Коммунистическая партия и Советское правительство, проводя последовательную политику мира, принимали необходимые меры для дальнейшего усиления оборонной мощи СССР. Укрепление Советских Вооруженных Сил проводилось с учетом возросших возможностей экономики, новых достижений науки, а также опыта Великой Отечественной войны.

 

Начальник училища генерал-майор войск связи Ф. Е. Омельчук

 На вооружение Советской Армии стали поступать новые образцы оружия и боевой техники. Бурное развитие науки и техники позволило оснастить наши Вооруженные Силы современными средствами связи и радиоэлектронными устройствами, резко повысившими возможности управления войсками.

Появление новой боевой техники, в том числе и техники связи, усложнение условий ведения боя и операции, дальнейшее развитие войск связи потребовали соответствующей перестройки всей системы подготовки специалистов связи, особенно офицеров-радиотехников и командиров взводов связи. Задача подготовки таких специалистов была возложена как на определенные военно-учебные заведения, так и на школу радиоспециалистов бронетанковых и механизированных войск, которая уже доказала свою способность подготавливать хорошие кадры связистов. Теперь перед ней ставились еще более важные и сложные задачи. В связи с этим в августе 1951 года приказом Министра обороны СССР школа радиоспециалистов БТ и МВ СА была подчинена начальнику войск связи и переформирована в Горьковское военное училище связи.

Начальником училища осенью 1951 года был назначен полковник Федор Ефимович Омельчук. Обладая большим практическим опытом командования и воспитания, он успешно руководил коллективом училища. А в апреле 1955 года начальником училища стал генерал-майор войск связи Иван Иванович Волков. Переформирование школы в училище было воспринято личным составом как высокая оценка всей прошлой работы и большое доверие командования войск связи к ее коллективу. С переходом школы на штат среднего училища коллектив пополнился новым преподавательским и командным составом. В сентябре 1952 года в училище были переведены годичные курсы по подготовке техников связи из расформированного Ленинградского военного училища связи имени Ленсовета в составе 150 курсантов и 11 человек постоянного офицерского состава.

В октябре 1951 года училище начало свой первый учебный год. Главной задачей в организации обучения курсантов являлась борьба за овладение ими новой техникой, за высокую продуктивность учебного процесса, улучшение полевой выучки, привитие курсантам практических навыков. Большой по объему учебный материал курсанты должны были освоить в сжатые сроки. При этом следовало учитывать, что у многих не было полного среднего образования или же имелись пробелы в знаниях из-за большого перерыва в учебе. Это требовало от преподавателей дополнительных усилий в проведении занятий на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне.

В училище продолжали действовать одногодичные курсы по подготовке офицеров-связистов из сержантского состава срочной службы. Многие из обучающихся участвовали в Великой Отечественной войне и были, как правило, классными специалистами, но им не хватало глубоких теоретических знаний. В короткий срок курсантам пришлось овладеть большим программным материалом. Рабочий день был уплотнен до предела. Учебные занятия продолжались по 8 часов, затем следовала двухчасовая самостоятельная подготовка. 

Первый учебный год после образования училища прошел успешно. Программа боевой подготовки была выполнена полностью. Комиссия под руководством генерал-лейтенанта Добыкина, проверявшая училище в июне 1952 года, высоко оценила большую работу, проведенную командованием по организации учебного процесса.

 

 Начальник училища генерал-майор войск связи И. И. Волков

 Комиссия отметила сплоченность и творческую энергию коллектива, его способность успешно выполнять задачи по подготовке кадров офицеров-связистов Советской Армии. Экзаменационная комиссия, принимавшая государственный экзамен у выпускников 1952 года, дала высокую оценку практической и теоретической подготовке курсантов. Более 60 процентов курсантов сдали экзамен на «отлично» и «хорошо». Фамилии шести курсантов: М. Г. Алексеева, М. А. Бурякова, А. К. Илларионова, В. Г. Личманенко, П. П. Сесюнина и Ф. Б. Трофимова — были занесены на Доску почета училища. Этот первый, хотя и скромный, успех окрылил коллектив, придал ему уверенность в работе. Уже в выпуске на курсах младших техников-лейтенантов в 1953 году 92 процента выпускников сдали экзамены на «отлично» и «хорошо».

1953/54 учебный год проходил в более сложных условиях. В течение сентября и октября 1953 года большая часть личного состава училища активно участвовала в уборке урожая в Горьковской области. После участия в сельскохозяйственных работах личный состав приступил к занятиям с некоторым опозданием. Необходимо было восполнить пропущенное время, не снижая уровня подготовки. По решению Министра обороны СССР войска и учебные заведения в этот период перешли на 8-часовой учебный день, с 6-часовыми плановыми занятиями и 2 часами самоподготовки. Однако перестроить весь учебный процесс на ходу было нелегко, тем более что занятия и так начались с опозданием. Но весь коллектив, проявив большую творческую энергию, справился с этой задачей успешно.

В июле 1955 года в самый разгар летней учебы начался лесной пожар в восточной части Горьковской области, который охватил обширный район торфяных разработок и грозил уничтожением больших запасов торфа, обеспечивавшего работу Балахнинского бумажного комбината и Горьковской тепловой электростанции. Все училище по тревоге выехало на тушение пожара и целую неделю вело упорную борьбу с огнем. Героическими усилиями курсантов и офицеров, трудившихся днем и ночью, пожар был ликвидирован. Было спасено народное достояние на десятки миллионов рублей. Общественность города Горького и областная партийная организация вынесли благодарность личному составу училища.

Возвратившись к учебе, курсанты с новой энергией продолжали учиться, наверстывая пропущенное. Учебный год, несмотря на возникшие в ходе занятий трудности, благодаря сознательному отношению личного состава к своему воинскому долгу был успешно завершен.

Государственная комиссия, принимая экзамены в 1954 году, отметила хорошую подготовку личного состава. 80 процентов всех выпускников окончили училище на «отлично» и «хорошо», 60 процентов стали радистами 1-го и 2-го класса. На Доску почета были занесены фамилии пятнадцати выпускников. Таким образом, несмотря на большие трудности, качество боевой подготовки продолжало повышаться. Это свидетельствовало о росте мастерства преподавателей и командиров подразделений, об улучшении политико-воспитательной работы.

Повышая методику изложения материала, преподаватели работали и над усовершенствованием контроля. Кроме обычных форм контроля (контрольно-проверочные занятия, контрольные работы, летучки) в это время широкое распространение получил метод уплотненного опроса. Инициаторами его выступили офицеры цикла организации связи — начальник цикла полковник Тульбович и старший преподаватель подполковник Амельченко. Командование, преподаватели, весь офицерский состав ставили своей задачей не только вооружить курсантов теоретическими знаниями, но и привить им практические навыки уверенного командования подразделениями, управления сложной техникой в условиях напряженной обстановки современного боя (где человек подвергается предельным физическим и моральным нагрузкам), а также научить курсантов отлично выполнять свои обязанности в любых условиях местности, погоды, времени суток с сохранением активности и высокой работоспособности.

С 1954 года, для усиления полевой выучки, большинство занятий были вынесены в поле и проводились в виде многодневных учений с использованием боевой техники связи. Эти учения стали серьезной проверкой воинской закалки, физической и моральной выносливости курсантского состава. На полевых занятиях курсанты выполняли служебные обязанности различных должностных лиц. В любое время суток и в любых погодных условиях прокладывали они линии связи. Это было тяжелым, но поучительным испытанием воли и знаний, и курсанты успешно его выдерживали.

Стали часто проводиться радиоучения. В училище была организована непрерывно действующая радиосвязь с радиополигонами, танкодромом и соседними училищами. На всех полевых занятиях преподаватели боролись с упрощенчеством и старались создавать наиболее сложную обстановку, близкую к боевой. Серьезное внимание в училище уделялось строевой подготовке. Кроме плановых учебных часов, отведенных на строевую подготовку, для совершенствования строевой выучки использовались планомерно проводимые строевые смотры подразделений, подготовка к hеволюционным праздникам, постоянные часы тренировок (которые включались в распорядок дня личного состава).

Эта целеустремленная и постоянная работа при высокой требовательности командиров и их отличной строевой подготовке давала положительные результаты. Среди лучших командиров, обеспечивавших высокую строевую выучку курсантского состава, командование училища много раз отмечало таких офицеров, как полковника Зиму, полковника Бахмарова, майора Вещикова, капитана Терещенко и других. Являясь отлично подготовленным в строевом отношении офицером, полковник Н. А. Бахмаров вел большую работу по совершенствованию строевой подготовки офицерского состава училища. Проводимые им занятия являлись подлинно образцовым личным показом всех строевых приемов и всех тонкостей их выполнения. Для совершенствования занятий по строевой подготовке всего личного состава полковником Н. А. Бахмаровым было разработано и издано методическое пособие, которым пользовались все офицеры училища.

В целях лучшего руководства методической работой в училище в январе 1952 года были созданы методический кабинет и методический совет. В состав методического совета вошли руководители циклов и лучшие преподаватели. Вначале председателем был начальник учебного отдела полковник Н. С. Яранцев, а с 1955 года — заместитель начальника училища и начальник учебного отдела полковник И. А. Ульянов.

 

Начальник учебного отдела училища полковник Н. С. Яранцев

 Методический совет не только изучал и распространял передовой опыт лучших преподавателей училища, но и организовывал выставки методической литературы и методической документации циклов. В методическом кабинете па видных местах находились образцы планов, конспектов, методических разработок и другая методическая документация, а также образцы рекомендованной литературы. При кабинете организовывались методические совещания, конференции, дискуссии по вопросам обучения и воспитания, где изучались новые вопросы методики обучения и воспитания курсантов, появляющиеся в литературе и периодической военной печати.

В январе 1956 года, когда по указанию командования войск связи при начальнике училища был создан учебный совет, все функции методического совета перешли к нему. Методическая работа стала проводиться на более высоком уровне. С февраля 1956 года учебный совет училища стал периодически издавать «Бюллетень передового опыта». В первом номере бюллетеня освещался передовой опыт преподавателя подполковника Амельченко, характерной чертой педагогической деятельности которого являлась тщательная подготовка к каждому занятию, стремление привить курсантам необходимые практические и методические навыки. «Мало хорошо знать преподносимый учебный материал самому и уметь передавать его другому, — писал бюллетень, — преподаватель должен отлично представлять, какие трудности создает тот или иной вопрос при его изучении у каждого курсанта, и выбирать тот метод, который обеспечивает преодоление этих трудностей.

 

В часы самоподготовки

 

Начальник лаборатории цикла телеграфии старший лейтенант В. Е. Грякало готовит макет наборного механизма телеграфного аппарата к занятиям (1954 г.)

 

Важнейшую роль при этом играет метод индивидуальной работы с курсантами». Метод индивидуальной работы с курсантами более активно стали применять офицеры Климов, Максименко,Троицкий, Штейнфельд и другие преподаватели. Постепенно в училище накапливался и совершенствовался опыт методической работы, росло методическое мастерство преподавателей, повышалось качество учебного процесса. Первостепенное внимание в училище уделялось идейно-политическому воспитанию будущих офицеров войск связи, активизации партийно-политической работы во всех подразделениях.

Начальник училища, выступивший с докладом «Состояние партийно-политической работы и задачи политотдела и партийных организаций по обеспечению боевой и политической подготовки и укреплению воинской дисциплины среди личного состава» на первой партийной конференции училища, состоявшейся 24— 25 февраля 1953 года, подчеркивал, что вся идейно-теоретическая подготовка курсантов должна быть направлена на глубокое овладение ими марксистско-ленинской теорией и умение применять ее положения на практике. Этот же вопрос стоял в центре внимания и второй партийной конференции, которая проходила 27—28 января 1954 года.

Политотдел, преподаватели социально-экономического цикла, партийные и комсомольские организации неустанно заботились о том, чтобы каждый курсант глубоко изучил работы. В. И. Ленина, решения съездов и другие важнейшие документы Коммунистической партии, ее историю, основы марксизма-ленинизма. Добиваясь того, чтобы каждый курсант был активным борцом за дело Коммунистической партии, командиры, политработники, преподаватели стремились к тому, чтобы каждое занятие, каждое мероприятие политико-массовой работы проводилось на высоком идейном уровне, чтобы оно было проникнуто духом партийности и целеустремленности.

Больших успехов в идейно-воспитательной работе добился преподаватель социально-экономического цикла подполковник Б. Н. Климов, положительный опыт которого был обобщен в 1956 году в бюллетене методического совета. Например, при изучении темы «Коммунистическая партия в период иностранной военной интервенции и гражданской войны» этот преподаватель провел ряд внеучебных мероприятий, в частности с помощью командиров и работников библиотеки организовал читательскую конференцию па тему «Отражение в художественной литературе вдохновляющей и организующей роли Коммунистической партии в разгроме иностранной военной интервенции и белогвардейской контрреволюции». После читательской конференции в ротной стенгазете «Связист» групкомсорг курсант Юшин писал: «Эта конференция очень помогла взводу при подготовке к занятиям по истории КПСС.

Выступая на семинаре по вопросу о роли советских военных руководителей и военных комиссаров в разгроме иностранной военной интервенции, младший сержант Тетерин умело использовал образы героев книги «Кочубей» и получил отличную оценку. Нужно чаще проводить такие конференции». Эта конференция не только содействовала углублению знаний курсантов, но и вызвала у них высокую активность в учебе, стремление быть достойными подвигов своих отцов. Курсант Борис Лавров, выступая на конференции, говорил, обращаясь к товарищам: «Ведь и в нашей повседневной жизни есть место подвигу.

Наш народ одерживает трудовые победы, готовясь к XX съезду КПСС. Мы также должны не отставать. Отличная учеба, безукоризненное поведение, высокая воинская дисциплина — вот содержание наших подвигов. Когда мы всего этого добьемся, то я верю, что с этим к нам придут и подвиги. Если мы своей высокой успеваемостью, сознательной дисциплиной будем укреплять нашу армию, то весь советский народ будет спокоен за настоящее и будущее нашей страны. А обеспечить спокойствие для нашего народа, строящего коммунизм, — это большой подвиг». Усвоение идей марксизма-ленинизма, творческое изучение истории Коммунистической партии в сочетании с боевой учебой ведет советского воина к героическим делам, к подвигу.

Вот один из примеров этого. Курсант Маркин находился на стажировке в одной из воинских частей. Однажды, проходя по расположению части, он заметил едва заметный дым, пробивавшийся через стекла помещения мастерской. Курсант быстро принял решение: разбив окно, вырвал раму и проник в мастерскую. В удушливом дыму он ощупью нашел раскаленные и дымящиеся агрегаты оборудования, плотно накрыл их своим бушлатом, затем нашел щит питания и выключил ток. Пожар был ликвидирован, дорогостоящее оборудование было спасено. Командование воинской части вынесло курсанту Маркину благодарность и наградило его ценным подарком. В эти же дни события показали, что наши воспитанники способны и на большой боевой воинский подвиг. По просьбе Венгерского правительства советские войска, среди которых были и выпускники училища, оказали помощь в ликвидации контрреволюционного мятежа. Об успешной идейно-воспитательной работе в училище свидетельствовали отзывы из войск о ее выпускниках. 16 октября 1956 года командир войсковой части гвардии подполковник Горовцев сообщил, что выпускник Горьковского училища лейтенант Г. И. Говорко за отличные действия личного состава подразделения, которое под его командованием обеспечивало связь на тактических учениях дивизии, получил благодарность от Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского.

Отзывы об отличной работе выпускников училища в частях поступили на офицеров А. В. Андрусенко, А. П. Лакеева, Л. Л. Плотникова, С. А. Шахова, А. И. Шмыкова и многих других. Получая такие отзывы о работе своих выпускников, командование и преподавательский состав не только испытывают моральное удовлетворение и чувство гордости за свой труд, но и проверяют действенность своих методов воспитания и обучения, намечают дальнейшие пути улучшения учебно-воспитательного процесса.

Большое влияние на активизацию партийно-политической работы в училище оказал XX съезд КПСС. Политическая работа сосредоточивалась на изучении, пропаганде и проведении в жизнь решений XX съезда Коммунистической партии. Партийные собрания стали проходить с большей активностью. Выполняя исторические решения XX съезда КПСС, политотдел и партийные организации заметно оживили партийно-политическую работу в училище. Особое внимание обращалось на повышение идейно-политического уровня проведения занятий, рост методического мастерства преподавателей, воспитание высоких морально боевых качеств курсантов и укрепление воинской дисциплины.

Партийные организации ставили эти вопросы на обсуждение партийных собраний и конференций. Во всех партийных организациях были проведены собрания с повесткой дня «Итоги работы XX съезда КПСС и задачи партийных и комсомольских организаций». Для офицеров, курсантов, солдат, рабочих и служащих был организован по материалам съезда целый ряд лекций, докладов и бесед, теоретических собеседований и конференций. Большая работа была проведена по отражению решений съезда партии в наглядной агитации. 21 мая 1956 года состоялась теоретическая конференция офицеров училища на тему «Марксистско-ленинское учение о вопросах войны, мира и революции в свете решений XX съезда КПСС». В июле 1956 года па теоретической конференции обсуждался вопрос «Воспитание высоких морально-боевых качеств у курсантов». Конференция подвела итоги работы личного состава по совершенствованию учебного процесса.

Комсомольские организации училища, выполняя решения XX съезда партии, направляли свою работу на борьбу за увеличение числа отличников боевой и политической подготовки. Для этого использовались все формы и методы воспитательной работы. Особенно большое внимание уделялось организации помощи отстающим.

В декабре 1956 года была проведена общеучилищная комсомольская конференция с повесткой дня «О состоянии комсомольской работы и мерах по обеспечению примерности членов ВЛКСМ в боевой подготовке и воинской дисциплине». Партийные организации циклов и подразделений на своих собраниях стали чаще обсуждать вопросы повышения качества учебы курсантов, привития им практических навыков в работе, вопросы полевой выучки курсантов. Для закрепления практических навыков по методической работе курсанты часто привлекались к проведению занятий в подразделениях частей гарнизона, где им предоставлялись солдатская аудитория и реальная боевая техника.

 

 Активный рационализатор училища старшина сверхсрочной службы К. М. Добраковский за работой (1955 г.)

Преподаватели, руководя этой работой, проводили показные занятия, которые являлись для курсантов примером в их практической работе с солдатами. На этой основе училище достигло значительных успехов в методической подготовке курсантов. Особое внимание учебный отдел, начальником которого являлся полковник И. Л. Ульянов, уделял вопросам воспитания самостоятельности в действиях курсантов. По предложению учебного отдела методический совет рекомендовал: добиться строгой последовательности в прохождении изучаемых дисциплин, которая обеспечивает твердость знаний, как основы практических самостоятельных действий; представлять обучаемым полную возможность самостоятельных действий при работе с техникой под наблюдением преподавателя; безусловно требовать от всех обучаемых практически повторить показанный преподавателем прием; все обучение должно носить характер практической деятельности преподавателя и курсантов на занятиях по изучению техники, тактики и других дисциплин.

В феврале 1957 года в училище было проведено партийное собрание с повесткой дня «Роль коммунистов в улучшении самостоятельной работы курсантов». Выступавшие на собрании коммунисты единодушно отмечали большое воспитательное значение выработки самостоятельности у курсантов. «Дело идет, — говорили они, — не просто о самоподготовке и методах ее организации, а именно о воспитании самостоятельности в работе, в выполнении боевой задачи. Нужно курсантам привить умение решать все боевые задачи без опеки, без посторонней помощи, без оглядки назад».  Выполняя решения партийной организации по совершенствованию самостоятельности в работе курсантов, преподаватели и командиры достигли значительных успехов. Большое внимание уделялось повышению уровня боевой и политической подготовки постоянного офицерского состава училища. Для пополнения специальных и политических знаний офицеров планомерно проводилась командирская подготовка. Партийные организации постоянно нацеливали офицеров на глубокое самостоятельное изучение марксистско-ленинской теории.

Многие офицеры обучались в вечернем университете марксизма-ленинизма при Горьковском гарнизонном доме офицеров и успешно закончили его. Ряд офицеров-коммунистов, закончив основной курс университета марксизма-ленинизма, дополнительно обучались на историческом и философском факультетах университета. Пример глубокого изучения марксистско-ленинской теории подавал партийный актив училища. Например, исторический факультет университета марксизма-ленинизма закончили: секретарь партийной комиссии полковник И. Н. Емельянов, члены партийной комиссии полковник А. К. Зима, подполковник П. Т. Веселовский, секретарь партбюро первичной партийной организации управления училища И. К. Уджуху, член партбюро полковник И. А. Ульянов, группарторг подполковник Соловьев, полковники Н. А. Бахмаров, Е. Р. Петросян, А. И. Судаков, подполковники Н. П. Петров, Н. И. Репин, майоры Н. И. Володин, Ф. С. Харин, капитан Г. П. Ислентьев и другие.

 

 Преподаватель училища инженер-майор И. И. Портной проводит занятия по телеграфии (1956 г.)

 Учеба офицеров училища в вечернем университете марксизма-ленинизма способствовала повышению уровня воспитательной работы с курсантами.  Высокие требования предъявлялись к офицерскому составу в вопросах самостоятельной работы над повышением своих военно-технических знаний. При этом учитывалось, что боевая техника, оснащение и тактика Вооруженных Сил очень быстро изменяются и совершенствуются, а офицер, который слабо работает над повышением своих специальных знаний, может быстро отстать от современного развития войск связи. Благодаря упорной и постоянной самостоятельной работе офицерский состав училища, как отмечали командование и государственные экзаменационные комиссии, неуклонно повысил свои технические знания. Командование отмечало также, что ряд офицеров, прибывших в училище из войск и учебных заведений с малым запасом практического опыта по воспитанию своих подчиненных и не знавших новой техники, после упорной работы по совершенствованию своих специальных знаний успешно освоили новейшую технику и умело воспитывали курсантов.

Для углубления знаний офицеров в училище регулярно читались лекции на научные темы. Кроме ученых города Горького к чтению этих лекций привлекались наиболее подготовленные преподаватели училища полковники Лямин, Уджуху, подполковники Агранович, Мальцев, Смирнов, майор Пестов и другие. Важное значение в повышении боевой подготовки и совершенствовании учебно-воспитательной работы офицерского состава имели регулярно проводимые в училище военно-научные конференции. Стало традицией проводить эти конференции с участием и офицеров соседних войсковых частей. На конференциях обсуждались различные вопросы боевой подготовки, методические и учебно-воспитательные вопросы. Активную помощь в улучшении учебно-воспитательной работы оказал коллектив созданного в 1956 году военно-научного общества училища.

Содействуя повышению теоретической подготовки офицерского состава, внедрению новых методов обучения, развитию рационализаторской и изобретательской работы, военно-научное общество немало сделало для повышения уровня учебно-воспитательной работы. Долгое время принимал активное участие в военно-научном обществе полковник Тульбович, который неоднократно выступал на его совещаниях и в печати по вопросам методики обучения, был активным сотрудником журнала «Военный связист», участвовал в написании методических пособий и учебника по организации связи. Подполковником Мишкиным было написано учебное пособие по ремонту антенных устройств. Полковник Волков написал учебник по электротехнике. Активное участие в работе ВНО принимал цикл производственного обучения. Большую помощь в повышении качества учебного процесса оказывали рационализаторы. В училище был создан дружный и энергичный коллектив рационализаторов. В каждом курсантском подразделении и на циклах были избраны организаторы рационализаторской работы, которые сплачивали вокруг себя активистов рационализаторов, обсуждали с активом темы рационализаторской работы и совместно выясняли нужды и проблемы совершенствования технической аппаратуры и учебного процесса.

Требование Коммунистической партии: шире внедрять все новое и передовое, содействовать техническому прогрессу — находило живой отклик среди всего личного состава училища. Мысль рационализаторов намного облегчала курсантам понимание явлений современной радиотехники. Различные макеты, имитаторы явлений, электрифицированные схемы не только помогали пояснить, продемонстрировать наглядно то или иное явление, но иногда и вменяли ценнейшую, стоящую миллионы рублей технику связи, которая, привлекаясь для обучения, могла бы быстро изнашиваться. Майор Ю. Н. Богданов внес предложение об изготовлении прибора для определения годности полупроводниковых диодов и триодов. Майор С. А. Пестов разработал прибор для демонстрации явлений поверхностного эффекта, способствовавший лучшему изучению некоторых тем по электротехнике. Полковник Аксенов и подполковник Бутовский разработали новый тип радиостанции на сверхвысоких частотах, обеспечивавшей радиосвязь при малых портативных антеннах.

Рационализаторами были разработаны проект учебного центра и много других объектов и оборудования для обеспечения учебного процесса (см. главу третью). О результатах работы рационализаторов свидетельствует количество поданных рационализаторских предложений. В 1956 году поступило 22 рационализаторских предложения, из которых было внедрено 20.  В 1957 году поступило уже 28 рационализаторских предложений, из которых было внедрено 25. Таким образом, активность рационализаторов непрерывно возрастала. Личный состав училища не замыкался в рамках интересов своей военной специальности. Командиры, политработники, преподаватели добивались того, чтобы курсанты получали всестороннее развитие, овладевали всеми богатствами советской культур и жили полнокровной жизнью советского молодежного коллектива.

Благодаря этому училище достигло значительных успехов в развертывании художественной самодеятельности. Хоровой коллектив училища в 1954 году был признан одним из лучших коллективов округа и на смотре художественной самодеятельности занял первое место. Жюри смотра художественной самодеятельности, который проходил в Москве, включило хор Горьковского училища в состав сводного хорового коллектива для выступления в Большом театре в честь празднования трехсотлетия воссоединения Украины с Россией. В этом выступлении хор был заснят в документальном фильме «Дружба народов».

Активными участниками самодеятельности были не только курсанты, но и офицеры. Солистами выступали майор Волошин, майор Иванов. Особенно большим успехом пользовались выступления офицера Н. А. Банникова. В самодеятельности принимали участие служащие Советской Армии и члены семей офицеров. За успехи в самодеятельности командование училища неоднократно отмечало служащих Советской Армии и членов семей офицеров С. И. Игнатову, З. К. Курочкину, А. Н. Ржевскую, Софью Рубан, М. И. Самойлову. Коллектив художественной самодеятельности выступал не только в училище, но и в других войсковых частях, на избирательных участках, на заводах, в подшефных школах. Большое значение в воспитании высоких морально-боевых качеств личного состава имела спортивно-массовая работа. В училище регулярно функционировали гимнастическая, тяжелоатлетическая, лыжная, конькобежная и другие спортивные секции. Училище активно участвовало во всех спортивных мероприятиях города и гарнизона, а также мероприятиях округа. Неоднократно спортколлектив училища занимал первые места в гарнизоне и округе.

В 1953 году училище заняло первое место в гарнизоне по всем видам спорта, а на 22-й спартакиаде Московского военного округа — первое место по современному пятиборью. В этой спартакиаде подполковник Сушков и капитан В. Н. Чирков завоевали звания мастеров спорта. Весь личный состав курсантских подразделений к завершению обучения в училище становился обладателем значков ГТО 1-й и 2-й ступени.

Спорт постоянно помогал курсантам в учебе. Все хорошие спортсмены, как правило, являлись и передовиками в учебе. Примером этого были такие бывшие курсанты нашего училища, как: Венславский, Капаница, Филиппенко, Юденцов — спортсмены-перворазрядники, отличники учебы. В результате упорного труда всего коллектива Горьковское военное училище связи стало крупным военно- учебным заведением Советских Вооруженных Сил, которое по праву считалось одним из лучших военных училищ связи Советской Армии.

Далее -> В период коренных преобразований в военном деле