В период коренных преобразований в военном деле

(1957—1969 гг.)

 В конце 50-х годов международная обстановка в мире снова обострилась. Правящие круги США и других империалистических держав усилили гонку вооружений и всячески противодействовали разрядке международной напряженности. Над человечеством нависла угроза третьей мировой войны.

В сложившейся обстановке Коммунистическая партия и Советское правительство, последовательно и неуклонно проводя политику мира, принимали необходимые меры для укрепления обороноспособности СССР. На базе мощного развития экономики страны, крупных достижений науки и техники осуществлялось коренное перевооружение Советских Вооруженных Сил новыми видами современной боевой техники. Произошла подлинная революция в военном деле. Поступление в войска новой техники и вооружения привело к совершенствованию организационной структуры войск, к изменению соотношения между различными видами Вооруженных Сил и родов войск, к дальнейшему развитию военного искусства. Именно в этот период важное место в структуре Вооруженных Сил заняли Войска ПВО. В их развитии начался новый этап. Изменились роль и место Войск ПВО в вооруженной борьбе и возросли требования к ним. Потребовались технически грамотные офицерские кадры, способные квалифицированно эксплуатировать новые системы. С 1958 года подготовка таких специалистов была возложена па Горьковское военное училище связи.

Революция в военном деле не только привела к коренным, качественным изменениям вооружения, организации и способов ведения боевых действий — она потребовала серьезного совершенствования методов обучения и воспитания личного состава. Овладение новейшей техникой стало чрезвычайно сложной и важной проблемой боевой выучки войск. Повысились требования к объему знаний воинов, значительно расширился круг подлежащих изучению оперативно-тактических и военно-технических вопросов. Все это не могло не отразиться на всех сторонах процесса обучения и воспитания личного состава училища.

В связи с переходом на новый профиль подготовки коллективу училища предстояло в кратчайший срок освоить последние достижения науки и техники в области радиоэлектроники, изучить принципиально новую боевую технику и принципы ее боевого использования. Требовалось фактически заново создать учебно-материальную базу, разработать новые учебные пособия и методические материалы, в корне перестроить содержание учебного процесса и выработать методику обучения курсантов на сложной аппаратуре. Необходимо было освоить ряд новых дисциплин.

Задача осложнялась временным отсутствием многих видов изучаемой техники. Требовалось определенное время для переподготовки преподавателей, оборудования лабораторий, создания учебного центра. Большую помощь училищу в этот период оказали своими советами и указаниями генерал-полковник войск связи А. И. Леонов, генерал-лейтенант А. А. Дьяконов, генерал-лейтенант войск связи В. В. Звенигородский, генерал-майор войск связи Г. К.  Попович.

Командование войск связи пополнило училище кадрами преподавательского состава за счет выпускников Военной академии связи по специальности, соответствующей новому профилю подготовки. В 1959—1962 годы в училище прибыли инженеры-капитаны Н. Ф. Володин, В. В. Гончаров, А. Г. Злотников, В. И. Леонов, И. В. Обрезков, Л. В. Панков, Ю. С. Родионов, Н. Ф. Смелов, Н. И. Шекера, Э. Н. Юрков. Некоторые из них и сейчас трудятся в нашем училище. Постоянную помощь получало училище от местных партийных и советских организаций, а также со стороны Горьковского совнархоза, особенно в вопросах материально-технического обеспечения. В 1963 году шефом училища стал Горьковский завод имени М. В. Фрунзе. В кадровом составе училища произошли изменения. Умер начальник училища генерал-майор войск связи Иван Иванович Волков, возглавлявший училище с 1955 года. Участник Великой Отечественной войны, награжденный четырьмя орденами и многими медалями, он, несмотря на плохое состояние здоровья, до последнего дня оставался на своем посту, все свои знания и богатый опыт отдавая делу воспитания курсантов. Начальником училища был назначен полковник Иван Николаевич Тюльга, выпускник Киевского военного училища связи 1939 года. Он участвовал в боях в период советско-финляндского вооруженного конфликта и в Великой Отечественной войне, командовал подразделениями связи, работал в управлениях связи фронтов. Член партии с 1941 года. Награжден тремя орденами и многими медалями. И. Н. Тюльга очень много времени и внимания уделял вопросам воспитания курсантов, часто встречался с ними во внеучебное время. Все это еще более поднимало его авторитет в глазах подчиненных. В 1962 году генерал-майора войск связи И. Н. Тюльгу, возглавившего уже Киевское военное училище связи, сменил участник Великой Отечественной войны полковник (впоследствии генерал-майор войск связи) Александр Давыдович Фетисов.

 

 Начальник училища генерал-майор войск связи И. Н. Тюльга

 Он продолжил работу по организации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса.  Начальниками учебного отдела в этот период были И. А. Ульянов (до 1963 г.), В. В. Легейда (с 1963 по 1967 г.) и А.И. Судаков (с 1967 г.). Большая работа была проведена по созданию новых циклов в соответствии с новым профилем обучения. Новые циклы формировались на базе существующих, и возглавляли их те же офицеры (инженер-полковник С. А. Туловчиков, полковник А. И. Судаков, полковник Ю. И. Уджуху, полковник-инженер А. К. Гинцбург), однако назначение данных циклов существенно менялось. Командование и политотдел понимали, что одними организационными мероприятиями задачу подготовки специалистов по новому профилю не решить. Качество подготовки специалистов во многом зависело от учебно-материальной базы. На решение этой задачи и были направлены усилия командования, партийных и комсомольских организаций, всего личного состава училища.

 Начальник училища А. Д. Фетисов

 Много труда на создание и совершенствование учебно-материальной базы положил весь коллектив офицеров, курсантов, сержантов, солдат, рабочих и служащих училища. Особенно много старания приложили офицеры вновь созданных циклов. Только в 1959—1960 годах было заново оборудовано новой техникой 16 классов, вычерчено свыше 400 схем и плакатов, изготовлено 5500 фотосхем новой аппаратуры. На цикле производственного обучения была оборудована специализированная лаборатория по радиоизмерительной и импульсной технике, переоборудована лаборатория ремонта радиостанций в лабораторию ремонта новой техники и ее узлов. Велась разработка пособий и методических материалов по новой технике. В этот же период в Воениздате были опубликованы пособия: «Ремонт радиостанций» А. К. Гинцбурга, В. А. Локтина, Н. С. Мишкина, С. Л. Резниковского, М. А. Сулютина, «Лабораторные работы по курсу электротехники для военных училищ связи» М. Б. Штейнфельда. Эти работы вобрали в себя многолетний опыт преподавателей училища и получили признание не только в училищах, но и во всех частях связи.

Знаменательным событием для всего училища явился ввод в эксплуатацию в 1960 году учебного центра, оснащенного новейшей техникой. В его состав вошли командный пункт радиотехнического полка, радиолокационный узел, маловысотный пост и другие элементы учебного центра.

 

 Начальник учебного отдела полковник В. В. Легейда

Непосредственное руководство строительством учебного, центра осуществлял заместитель начальника: училища по технической части полковник Л. Р. Петросян, который своим энтузиазмом и энергией заражал весь личный состав, организовал бесперебойное обеспечение работ всем необходимым.

Вспоминая годы учебы в училище, выпускник 1962 года В. М. Дюбкин, один из трех братьев, окончивших наше училище, а затем и Военную академию связи, отмечает энтузиазм и инициативу, моральный подъем всего личного состава при создании новой учебно-материальной базы. Во внеучебное время, а иногда при свете костров, курсанты и офицеры готовили площадки для развертывания различной аппаратуры. По инициативе личного состава организовывались воскресники.  Большой вклад в дело создания учебно-материальной базы внесли рационализаторы: в училище действовал крепкий и энергичный коллектив рационализаторов. Без преувеличения можно сказать, что учебный центр в значительной степени был их детищем. Рационализаторы оказывали также большую помощь в повышении качества и эффективности учебного процесса.

 

 Делегаты на окружное совещание отличников боевой подготовки, лучшие рационализаторы училища:

старшие лейтенанты Шугар и Строкин, сержанты Шумихин, Исайкин и Арсеньев, курсанты Зудилин и Зинин

 В каждом курсантском подразделении и на циклах избирались организаторы рационализаторской работы, которые сплачивали вокруг себя актив рационализаторов, обсуждали темы для работы и совместно выясняли нужды и проблемы совершенствования техники и учебного процесса. О развитии рационализаторской работы свидетельствуют следующие цифры: в 1957 году поступило 28 рационализаторских предложений, из которых было внедрено 25; в 1958 году эти цифры составили 48 и 39 соответственно; в 1959 году — 55 и 44; в 1960 году — 88 и 83.

Требование Коммунистической партии: шире внедрять все новое, содействовать техническому прогрессу — находило живой отклик среди личного состава училища. Мысль рационализаторов намного облегчила курсантам понимание явлений современной радиоэлектроники. Различные макеты, имитирующие те или иные явления и процессы, не только помогли пояснить, продемонстрировать наглядно изучаемое явление, а иногда и заменяли ценнейшую технику, позволили сохранить ее ресурс.

Активными рационализаторами проявили себя старшие лейтенанты В. А. Макеев, В. Н. Строкин, М. В. Томин, Е. В. Шугар, старшина сверхсрочной службы К. М. Добраковский и другие. Обслуживающий персонал учебного центра внес интересное и полезное предложение по оптической сигнализации выхода отдельных элементов аппаратуры АСУ из синхронизации.

На выставках рационализаторов и изобретателей Горьковского гарнизона в 1958 году и Московского военного округа в 1959 году были отмечены приставки к осциллографу для наблюдения характеристик ламп, изготовленные курсантами Бачеком и Юденцовым, прибор для проверки микротелефонной гарнитуры, собранный курсантом Ревякиным, и ряд других экспонатов. Многие предложения рационализаторов училища использовались в войсках. Например, подвижные мишени для стрельбы из стрелкового оружия, приспособления для промывки тяжелых аккумуляторов и заливка в них электролита. Предложенные и разработанные офицерами Б. Е. Мительманом и А.Г.Злотниковым «Схемы прохождения информации по каналам» выпускники училища с успехом использовали в войсках. Эти схемы способствовали более эффективному обучению личного состава и оказывали большую помощь в отыскании неисправностей. Навыки рационализаторской работы, полученные в училище, помогали выпускникам быть организаторами этой работы в войсках.

В связи с повышением требований к офицерскому составу, вызванным революцией в военном деле, постоянно усложнялись задачи училища. В сентябре 1961 года была получена и развернута ЭЦВМ «Минск-1». При отсутствии специально подготовленного личного состава эта задача оказалась весьма сложной, но и с ней училище справилось успешно. Много энергии и старания при этом приложили преподаватели цикла, где начальником был инженер-полковник С. А. Туловчиков. С ноября этого же года училище приступило к одногодичной подготовке младших офицеров для войск связи по специальности радиотехник, что потребовало разработки программ и планов, методических материалов, учебных пособий, дальнейшего развития материальной базы, некоторого увеличения штата преподавателей и их дополнительной подготовки (Эти курсы просуществовали до 1968 года.)

 

 Практические занятия на ЭЦВМ «Минск-1»

Научно-техническая революция в военном деле предъявляла все более высокие требования к возможностям и качественным показателям средств связи, как основным средствам управления войсками. Количество техники связи в войсках непрерывно увеличивалось, да и сама она заметно усложнялась. Поэтому подготовку специалистов для Войск ПВО командование все более возлагало на другие, специальные училища. Это снова привело к необходимости изменения профиля подготовки в училище. Основное внимание уделялось подготовке специалистов радиосвязи — командиров радиовзводов, а также телефонно-телеграфных взводов.

Для обеспечения подготовки командиров радиовзводов было выделено семь аудиторий, в которых развертывалась техника радиосвязи. Был оборудован учебный стационарный узел связи, больною работу по созданию которого выполнил подполковник М. З. Будницкий, впоследствии назначенный начальником цикла военной техники радиосвязи. Только в 1964 году преподаватели целого цикла разработали и вычертили 30 комплектов схем, изготовили 25 комплектов фотосхем, выпустили учебное пособие по технике связи узлов связи оперативных объединений.

Для проведения полевых занятий и работы па средствах связи в условиях, близких к реальным, в 1965 году были созданы ближний и дальний радиополигоны на радиостанциях Р-118. Для развертывания техники па радиополигонах командование училища привлекало курсантов старших курсов, которые не только оказали заметную помощь в создании учебно-материальной базы, но и сами получили определенные навыки в развертывании и эксплуатации средств связи. Работами на полигонах руководили преподаватели вновь созданного цикла работы на средствах связи и станционно-эксплуатационной службы, который возглавил полковник Б. М. Шиховцев, активный радиолюбитель, коротковолновик.

Учитывая все возрастающую сложность техники, в войсках связи усилили внимание к вопросам ее технической эксплуатаций. Цикл производственного обучения и электротехники в 1969 году был преобразован в цикл технической эксплуатации средств связи (ТЭСС) и электротехники, которым руководил инженер-полковник Н. Н. Хорошилов. На цикле пересматривалось содержание занятий, все больше внимания уделялось техническому обслуживанию, как важнейшему мероприятию, направленному на предупреждение отказов в аппаратуре связи.   

По указанию начальника войск связи Министерства обороны в войсках связи развернулась работа по написанию регламентов технического обслуживания средств связи. Не осталось в стороне от этой работы и наше училище. Ряд преподавателей были привлечены к разработке регламентов технического обслуживания (РТО) для некоторых аппаратных с подготовкой их к изданию в Воениздате. Особенно большую работу в этом направлении выполнили преподаватели инженеры-подполковники С. Л. Резниковский, Ю. С. Родионов, майор М. В. Томин. В связи с появлением на технику связи первых регламентов технического обслуживания на цикле ТЭСС и электротехники были организованы дополнительные занятия с курсантами по выполнению регламентных работ.

Частая смена профиля подготовки специалистов в училище, а следовательно, необходимость перестройки учебного процесса, учебно-материальной базы, программ и планов несомненно вызывали большие трудности в работе всего личного состава. Существовал к тому же еще один фактор, отрицательно влиявший на качество учебно-воспитательного процесса: несмотря на принимаемые меры, училище продолжало испытывать дефицит в учебных помещениях и технике; имевшиеся помещения были старыми, с печным отоплением; не хватало казарменного фонда; было недостаточно мест в столовой. Таким образом, требовался целый комплекс мероприятий по улучшению условий учебы, быта курсантов и служебной деятельности преподавательского состава. Командование училища приложило немало усилий для решения этих проблем, и усилия эти не пропали даром.

В конце 50-х — начале 60-х годов службой материального обеспечения, возглавляемой полковником А. А. Гориным, при активном участии всего личного состава училища был сооружен строевой плац площадью 2400 квадратных метров, заасфальтировано около 3000 квадратных метров дорог и территории, построен склад для имущества ОВС, уложено 3200 квадратных метров паркета в учебных корпусах, переведена на центральное отопление часть зданий. В 1966 году было завершено строительство столовой и казармы.  За счет освободившихся площадей были введены 7 новых учебных классов, спортивный зал, 4 кабинета для отделов и служб. В 1967 году печное отопление было повсеместно заменено центральным (только в 1967 году была ликвидирована 91 печь). Бывшее помещение столовой было переоборудовано под чайную и магазин. В 1969 году ввели в строй новый спортзал. В освободившемся помещении оборудовали лекционный класс и класс ремонта техники связи. Вводились в строй и другие объекты. 

 

На занятиях в классе оперативно-тактической подготовки

В училище постоянная забота проявлялась о питании курсантов и солдат. Важным источником улучшения питания было подсобное хозяйство училища, крупнейшее в округе. Его свиноферма постоянно имела на откорме более 100 свиней.

Развитие учебно-материальной базы находилось в тесной связи с методической работой, направленной па повышение качества преподавания, совершенствование деловых качеств офицерского состава. Основными ее формами являлись методические совещания, учебно-методические сборы, научно-методические конференции, показные, открытые и инструкторско-методические занятия. На некоторых циклах оборудовались «методические уголки», где выставлялись образцы планов, конспектов, методические и учебные пособия и другие материалы. В училище периодически выпускался сборник по обмену опытом методической работы. Выпускники училища 60-х годов и ветераны училища' вспоминают многих преподавателей, обладавших высокими методическими качествами. По их мнению, преподаватель радиотехники Р. С. Еналиев (впоследствии работник аппарата начальника связи Вооруженных Сил СССР) умел так преподнести материал, что для его усвоения курсантами достаточно было краткого повторения. Своим высоким профессиональным уровнем, оригинальностью методических приемов выделялся старший преподаватель подполковник И. И. Портной. Многие преподаватели посещали его занятия и перенимали положительный опыт. Лекции и семинары И. И. Портного отличались стройностью, логичностью и доходчивостью объяснений, оригинальной манерой опроса курсантов в начале занятия. За 10 минут этот преподаватель успевал опрашивать до 10 курсантов.

На циклах оперативно-тактической и специально-тактической подготовки хорошими методистами зарекомендовали себя подполковники А. А. Соловьев и Ф. Г. Храпунков. На повышение квалификации преподавательского состава были направлены и командирская подготовка, и научная работа, и различные формы учебы. При этом учитывался профиль обучения. Некоторые офицеры учились заочно в гражданских вузах, в вечернем университете марксизма-ленинизма при Горьковском гарнизонном доме офицеров, на высших академических курсах. Только в одном 1965 году в вузах города Горького учились 5 офицеров, проходили переподготовку на ВАК при Военной академии связи 4 преподавателя и в вечернем университете марксизма-ленинизма при доме офицеров учились 9 человек. Причем, многие преподаватели завершали свою работу в вечернем университете марксизма-ленинизма сдачей кандидатского экзамена по философии.

Регулярно проводились теоретические конференции, иногда с участием представителей частей гарнизона. Интересно прошла объединенная конференция воинов училища и гарнизона на тему «О единстве обучения и воспитания». Весьма полезными были конференции на темы: «Революция в военном деле и ее влияние на подготовку офицеров-связистов», «Войска связи в Великой Отечественной войне и в послевоенный период», «Перспективы развития электроники и полупроводниковой техники» и другие.

Па некоторые конференции по техническим вопросам приглашались курсанты. Например, с большой пользой для них прошла конференция на тему «О новых деталях и радиоматериалах»; проведению ее предшествовала экскурсия на завод радиодеталей. Аналогичные конференции проводились и по ряду других вопросов, например: о роли советских ученых в создании средств связи, и новых способах ведения радиосвязи, о работе радиолокационных станций, о способах защиты от оружия массового поражения и другие.

Для совершенствования методики обучения с применением современных технических средств много интересных новинок предложили рационализаторы. Так, в 1965 году преподаватели А Г. Злотников, Б. Е. Мительман и начальник лаборатории И. Т. Ревякин разработали и смонтировали класс программированного обучения, позволяющий в процессе занятий оперативно контролировать степень усвоения материала курсантами. Класс представлялся на ВДНХ СССР, и авторы его были награждены одной серебряной и двумя бронзовыми медалями. Это были первые награды выставки представителям ВВУЗов связи. В дальнейшем оборудование этого класса было значительно усовершенствовано, переведено на современную элементную базу и использовалось для оперативного контроля уровня подготовки курсантов к лабораторным работам по ряду дисциплин. Подобный класс в училище был разработан также на цикле производственного обучения и электро-техники группой рационализаторов под руководством инженер-подполковника С. Л. Резниковского.

Много интересных предложений по совершенствованию методах обучения было подано офицерами училища в 1968—1969 годах. .Лингафонный класс для изучения иностранных языков создал Б. Е. Мительман, тренажер для обучения телеграфной азбуке и проверки слуха у абитуриентов — Б. М. Шиховцев, приспособление для демонстрации последовательности поиска неисправностей в радиостанциях — П. С. Колесов, В. Н. Строкин, В. Н. Уфимцев, автоматический телеграфный ключ — И. Е. Архипов.

Все большее применение в учебном процессе стали находить кино- и диафильмы, созданные преподавателями училища. В целях единого подхода при разработке методики использования технических средств обучения в учебном процессе из наиболее опытных методистов училища была образована специальная комиссия по ТСО. Председателем ее назначили инженера-полковника Н. Н. Хорошилова.

Высокий уровень профессиональной подготовки и методического мастерства большинства преподавателей училища позволил в конце 60-х — начале 70-х годов не только обеспечить наше училище в значительной степени своими кадрами, но и оказать другим училищам связи помощь квалифицированными кадрами.

В 1966 году, при переводе Киевского училища связи на высший инженерный профиль подготовки, начальником учебного отдела в нем стал начальник цикла нашего училища инженер-полковник С. А. Туловчиков. В Полтавское высшее военное командное училище связи начальниками кафедр были назначены Н. Ф. Володин и Н. Ф. Смелов, заместителем начальника кафедры—Э. Н. Юрков, и старшим преподавателем — Н. И. Шекера. В Томское высшее военное командное училище связи начальником кафедры был назначен Н. П. Ефименко, а старшим преподавателем — М. М. Смирнов.

В процессе обучения большое внимание уделялось привитию курсантам практических навыков как по эксплуатации техники связи, так и по другим аспектам их будущей службы в войсках. Эта работа особенно усилилась после опубликования в ноябре 1958 года постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в стране».

Однако, как указывалось выше, при переходе в 1958—1959 годах на новый профиль училище не имело всей необходимой новой техники. Учитывая это обстоятельство, командиры и преподаватели с целью привития практических навыков курсантам, стали шире привлекать их к решению задач, стоявших перед войсками. Причем, между училищем и войсками поддерживалась обоюдная связь. Войска помогали училищу, предоставляя материальную часть, а училище в свою очередь оказывало им теоретическую и техническую помощь. Ряд занятий с курсантами по новой аппаратуре проводились непосредственно в войсках. Для усиления практической направленности подготовки выпускников были организованы две войсковые стажировки — на 2-м и 3-м курсах; кроме того, в этот период проводилась на заводах города Горького производственная практика, в процессе которой курсанты, знакомясь с производством радиоэлектронной аппаратуры, сами получали навыки в ее монтаже.  Связь обучения и воспитания с жизнью, с полезным трудом проявлялась также в работе курсантов по благоустройству территории училища, в строительстве учебного центра, в оборудовании классов и лабораторий, в оказании помощи городу.

Основу практической подготовки составляли различного вида практические занятия на технике, которые предусматривались учебными планами и программами и занимали в учебном процессе большой удельный вес (до 60—70% от общего числа часов). При этом работа с аппаратурой проводилась, как правило, в условиях, близких к реальным: в аппаратных, па боевых постах, в учебном центре.

 

Инженер-майор Н. Ф. Смелов на практических занятиях по изучению радиостанций

Политотдел, партийные и комсомольские организации принимали активное участие в деле привития курсантам практических навыков. В феврале 1957 года было проведено общее собрание партийной организации училища с повесткой дня «Роль коммунистов в улучшении самостоятельной работы курсантов над совершенствованием практических навыков».

На протяжении всей истории училища большое внимание традиционно уделялось вопросам ремонта техники. Начиная с 1-го курса учились курсанты радиомонтажному делу, работе с различными инструментами, на станках и т. д. Только на практические занятия по ремонту техники выделялось свыше 100 часов учебного времени. Эго позволило многим выпускникам училища успешно организовать работу войсковых мастерских связи по своевременному и качественному восстановлению техники связи. До сих пор выпускники училища с благодарностью вспоминают преподавателей цикла производственного обучения Н. С. Мишкина, С. Л. Резниковского и других.

Опыт педагогов не только помог стать выпускникам хорошими специалистами в войсках, по и позволил многим из них перейти впоследствии на преподавательскую работу в учебных заведениях
по этому же направлению. Только в нашем училище на кафедре технической эксплуатации средств связи продолжают дело своих наставников по училищу трое его выпускников: кандидат технических наук полковник-инженер В. М. Дюбкин, подполковники-инженеры Е. П. Панов и И. И. Щеглов.

Практическая подготовка курсантов не ограничивалась часами, предусмотренными учебной программой. В училище было организовано проведение так называемых технических дней во внеучебное время. Из курсантов создавались «экипажи», которые выполняли реально необходимые работы на технике: техническое обслуживание, ремонт, зарядку аккумуляторов и т. д. Работой курсантов руководили опытные инструкторы, преподаватели, техники, офицеры технической службы. Курсанты старших курсов работали в качестве внештатных техников и лаборантов, помогали развертывать и вводить в строй поступающую технику, обслуживали её и иногда участвовали в ремонте. Для этих работ в распорядке дня еженедельно отводилось определенное время.

Такая методика привлечения к выполнению реальных работ на технике не только улучшила практическую подготовку курсантов, но и заставила их более ответственно подходить к этим работам и непосредственно осмыслить практические задачи, стоящие перед выпускниками в войсках.

Все эти меры несомненно воспитали у курсантов самостоятельность, так необходимую будущим офицерам. Хорошая практическая подготовка курсантов положительно сказалась уже во время
войсковой стажировки. Например, в 1958 году на войсковой стажировке курсанты технического профиля по специальности радиотехник самостоятельно отремонтировали около 50 единиц радиоаппаратуры, получили 36 поощрений от командования.

Одной из действенных форм улучшения специальной подготовки курсантов и привития им практических навыков по эксплуатации аппаратуры являлось проведение различных технических соревнований. На цикле инженера-полковника А. К. Гинцбурга ежегодно проводились традиционные соревнования по ремонту техники на лично-командное первенство училища среди курсантов, взводов и рот. В 1967 году подобные соревнования по знанию и эксплуатации техники связи в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции были организованы на цикле инженера-полковника М. 3. Будницкого. Первое место заняла команда курсантов 44-й учебной группы в составе В. И. Белова, В. Н. Ивашкова, В. И. Магарычева, А. Н. Чирушкина.

Для систематизации практической подготовки курсантов в училище в 1965 году были разработаны годовые планы привития практических навыков курсантам. При этом учитывались не только практические занятия на технике, но и командирские и другие навыки, получаемые курсантами при исполнении обязанностей в различных должностях по службе, при несении караульной службы
и т. д. Учет всех навыков вел командир взвода. Эта работа в дальнейшем была значительно усовершенствована.

Важное место в практической подготовке курсантов занимала полевая выучка. Проводились многосуточные полевые учения в дневное и ночное время, в летних и зимних условиях, с реальной
глубиной боевых задач, при участии большого количества техники связи и с привлечением курсантов всех курсов. На учениях строились укрытия, использовались средства защиты от оружия массового поражения, прокладывались линии связи. В зимний период курсанты совершали марш-броски на лыжах в район занятий.
Учения обычно были комплексными, в организации их принимали участие практически все циклы под руководством цикла организации связи. Такие учения требовали от курсантов хороших специальных знаний, умения командовать подразделениями и управлять техникой связи, выносливости и дисциплинированности.

Неоднократно курсанты и офицеры училища привлекались к гарнизонным и окружным учениям. В 1964 году в зимних и летних учениях, продолжавшихся в общей сложности около 30 дней, участвовало 70 курсантов и 17 офицеров училища. В 1970 году 7 курсантов принимали участие в войсковых учениях «Двина».

Практическая подготовка курсантов неразрывно связана с методической. Выпускник военного училища — сам будущий воспитатель воинов. Успех в этом деле во многом зависит от методических навыков, полученных в училище. Кроме того, что по учебной программе методической подготовке были отведены часы, в училище изыскивались дополнительные возможности ее усиления. В частности, курсанты 3-го курса привлекались для проведения некоторых занятий с курсантами младших курсов при методическом руководстве опытных преподавателей. Каждый курсант-выпускник в течение года проводил 1—2 занятия по политической подготовке с солдатами в войсках.

Но наибольшую практику методической работы курсанты получали в процессе войсковой стажировки. Например, в 1968 году каждый курсант на стажировке провел в среднем около 70 часов различных занятий и организовал по 4—5 других мероприятий (спортивных, культмассовых и т. д.). В значительной степени возросло значение методической подготовки выпускников с принятием в 1967 году закона о всеобщей воинской обязанности. Более сжатые сроки подготовки солдат и сержантов потребовали применения новых методов и форм обучения и воспитания, разумного сочетания раздельного и совместного обучения военнослужащих, создания более совершенной материальной базы, учета индивидуальных особенностей каждого молодого солдата. Все эти требования необходимо было знать выпускникам для успешной работы в войсках. И преподаватели училища по мере сил и возможностей помогали им в этом.

Продолжала совершенствоваться военно-научная работа в училище. По инициативе военно-научного общества регулярно проводились объединенные конференции с привлечением офицеров училища и войск. Работа конференций была направлена на рассмотрение различных технических вопросов, изыскание новых методов организации связи и боевой работы, связанной с техникой, на решение задач по подготовке специалистов-связистов. Ряд технических конференций проводились по инициативе комсомольских организаций рот непосредственно в подразделениях. В роте капитана Ф. А. Давиденко прошла конференция на тему «Использование электромагнитных явлений в современной технике», в роте капитана Н, А. Банникова — «Особенности схем импульсных устройств, применяемых в новой аппаратуре связи». Широко использовались и другие формы военно-научной работы. Например, курсанты училища принимали активное участие в испытании новых образцов аппаратуры и вместе с преподавателями училища окапал и большую помощь войскам в освоении техники.

К концу 60-х годов все большее число курсантов принимали участие в рационализаторской работе, причем многие работы выполнялись на высоком научном и техническом уровне и были высоко оценены при их демонстрации. Работа курсанта В. Ф. Севрюкова (с инженером-подполковником С. Л. Резниковским) в 1969году па 2-й Горьковской выставке творчества радиолюбителей была
удостоена Диплома I степени; четыре работы, выполненные инженерами-подполковниками Б. Е. Мительманом и С. Л. Резниковским, старшим инженером-лейтенантом Б. И. Кузьминым, старшиной сверхсрочной службы К. М. Добраковским, курсантами Б. С. Барыкиным, В. Т. Митиным, В. В. Парфеновым, В. Ф. Севрюковым и служащей Советской Армии Л. Д. Шабаровой, были приняты к демонстрации на центральной выставке творчества молодежи на ВДНХ СССР, посвященной 100-летию со дня рожлетия В. И. Ленина.

 

Последние указания перед маршем в район учении

Примечательно, что активные рационализаторы — курсанты, как правило, также добросовестно служили и после окончания училища. Лейтенант В. Ф. Севрюков был оставлен для продолжения
службы в одной из лабораторий училища. Лейтенант В. В. Парфенов, ставший впоследствии начальником радиоцентра в одном из военных округов, зарекомендовал себя в войсках отличным офицером и специалистом. За успешное выполнение специального задания командования он был награждён орденом Красной Звезды.

 

 Начальник училища генерал-майор войск связи М. Т. Черноус

Более активное привлечение курсантов к рационализаторской работе позволило резко повысить ее размах и качество. Если в 1966 году в училище было подано 102 предложения, то в 1969 году — уже 154.  В 1969 году училище заняло первое место среди учебных заведений Московского военного округа и за успехи в рационализаторской работе училищу был вручен переходящий кубок.

Успехи в рационализаторской работе тесно связаны с повышением общего уровня военно-научной работы в училище. В 1968 году по указанию маршала войск связи И. Т. Пересыпкина, посетившего училище, была создана первичная организация научно-технического общества радиоэлектроники и связи имени А. С. Попова под председательством начальника училища генерал-майора войск связи Михаила Терентьевича Черноуса, сменившего в этой должности А. Д. Фетисова в 1965 году. Заместителем председателя был избран начальник ведущего цикла инженер-полковник М. 3. Будницкий, а ученым секретарем — старший инженер-лейтенант Б. И. Кузьмин.

В решении задачи подготовки офицерских кадров исключительно большое внимание уделялось идейно-политическому воспитанию курсантов. В этой работе участвовал весь коллектив училища, но решающее значение, несомненно, имели политотдел, цикл марксизма-ленинизма, партийные и комсомольские организации. Преподаватели цикла марксизма-ленинизма во главе с начальником цикла полковником И. Н. Емельяновым основные усилия направляли на формирование у курсантов марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической убежденности.

Важным фактором улучшения качества идейно-воспитательной работы явилось повышение активности и действенности партийных организаций после. состоявшегося в октябре 1957 года Пленума ЦК КПСС, который) принял постановление «Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и Флоте» и наметил программу по ее коренному совершенствованию в духе решений XX съезда КПСС. Октябрьский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС с особой силой подчеркнул следующее: главный источник могущества наших Вооруженных Сил состоит том, что их организатором, руководителем и воспитателем является Коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила советского общества.  Коммунисты училища с большим воодушевлением встретили постановление октябрьского Пленума ЦК КПСС и восприняли его как выражение заботы партии о дальнейшем укреплении Вооруженных Сил. Партийные организации провели большую работу по изучению, разъяснению и выполнению постановления октябрьского Пленума ЦК КПСС. Состоялись партийные собрания первичных партийных организации, партактив.

В результате выполнения решений октябрьского Пленума ЦК КПСС были восстановлены ленинские партийные принципы руководства Вооруженными Силами. Руководящая роль Коммунистической партии в армии и на флоте еще более возросла, укрепились связи армии с народом. После Пленума партийные организации армии и флота значительно усилились, ряды их пополнились за
счет лучших воинов. Это можно видеть на примере нашего училища: если в 1957 году среди выпускников было 22 процента коммунистов, то в 1958 году—43, а в 1959 году—около 60 процентов.

Свидетельством огромной заботы партии о повышении роли партийных организаций в жизни и учебе Вооруженных Сил явилась новая «Инструкция организациям КПСС в Советской Армии
и Военно-Морском Флоте», определяющая задачи армейских и флотских партийных организаций в дальнейшем укреплении боеспособности и боевой готовности Вооруженных Сил. ЦК КПСС
рассмотрел и утвердил также положение о военных советах и политических органах.

Руководствуясь постановлением октябрьского Пленума ЦК КПСС, положением о политорганах, «Инструкцией организациям КПСС в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», партийные
и комсомольские организации училища заметно активизировали свою работу, стали глубже вникать в ход боевой и политической подготовки курсантов, больше вовлекать коммунистов и комсомольцев в партийно-политическую работу, в организацию воспитательных и культурно-массовых мероприятий в училище.

За успехи, достигнутые училищем в боевой и политической, в спортивно-массовой и рационализаторской работе, за активную военно-шефскую работу и связь с местными комсомольскими организациями в день сорокалетия Ленинского комсомола 29 октября 1958 года училищу было вручено переходящее Красное Знамя Горьковского обкома ВЛКСМ. Ряд солдат, курсантов и офицеров были награждены Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ. Комсомольская организация роты, где секретарем был курсант Пресняков, была награждена Почетной грамотой Горьковского обкома ВЛКСМ.

В конце 50-х годов, в период подготовки к XXI съезду КПСС, в стране развернулось патриотическое движение за право называться бригадами и ударниками коммунистического труда. Следуя славному почину, комсомольцы училища взяли обязательство работать, учиться, жить и выполнять свой воинский долг по-коммунистически. Пример в этом показали взводы офицеров Л. П. Значке, Г. П. Ислентьева, К. В. Кострова, А. И. Никитина, К. В. Штырлина, отделения сержантов Егорова, Медведева, Репина и другие подразделения.

По итогам социалистического соревнования в честь съезда лучших результатов добилась рота капитана Ф. А. Давиденко, которому за успехи в боевой подготовке и воспитательной работе было
досрочно присвоено воинское звание. А всего в училище отличными стали пять взводов и четырнадцать отделений. Политотдел и секретари партийных организаций в воспитательной работе предъявляли к преподавателям и командирам подразделений высокие требования по индивидуальной работе с обучаемыми. Большое значение в этом направлении имела пропаганда ленинского стиля в работе офицера, проводимая политотделом совместно с первичными партийными организациями управления и подразделений.

 В Ленинской комнате роты А. И. Никитина

Ярким примером продуманной и целеустремленной работы с личным составом являлась работа манора Ф. С. Харина, который, опираясь на партийную организацию, добился отличных успехов
в боевой и политической подготовке подразделения по итогам зимней сессии 1959/60 учебного года. Это подразделение заняло первое место также в спортивных соревнованиях и в художественной самодеятельности. Партийная и комсомольская организации (партгрупорг капитан И. И. Василенко, секретарь комсомольской организации младший сержант Сырко) стали подлинной опорой командира в борьбе за отличную дисциплину и примерную учебу. Они повседневно общались с курсантами, проявляли чуткость и заботу о каждом из них, не проходили мимо казалось бы самых незначительных мелочей в поведении и работе каждого курсанта.

В январе 1960 года состоялась IV сессия Верховного Совета СССР, принявшая закон о новом значительном сокращении Советских Вооруженных Сил. Вместе со всем советским пародом
личный состав училища единодушно одобрил этот миролюбивый акт партии и правительства. Во всех партийных и комсомольских организациях состоялись собрания, обсудившие итоги IV сессии
Верховного Совета и задачи партийных организаций. Этим же вопросам было посвящено общеучилищное партийное собрание. Коммунисты отмечали, что благодаря успехам советской науки и техники обороноспособность нашей страны за последнее время значительно возросла.

Сознавая важность вытекающих из решений IV сессии Верховного Совета СССР задач, курсанты и офицеры училища взяли обязательства еще упорнее работать над повышением успеваемости
и улучшением учебно-воспитательной работы. В выступлениях на партийных собраниях коммунисты отмечали необходимость постоянной бдительности и призывали неустанно работать над повышением боевой готовности Вооруженных Сил. Коммунисты и комсомольцы приняли решение в честь 42-й годовщины Советских Вооруженных Сил успешно выполнить социалистические обязательства и закончить учебный год на «отлично» и «хорошо». И это обязательство в основном было выполнено. Во время выпускных экзаменов 1960 года на «отлично» и «хорошо» сдали государственные экзамены 91,73% выпускников. Увеличилось количество отличных подразделений. Стали отличными 2 роты, 7 взводов и 24 отделения. Росли политическая активность и сознательность курсантов, стремление их стать членами Коммунистической партии. 62 процента выпускников 1960 года ушли из училища коммунистами.

В 1961 году училище торжественно отмечало 20-летие своего существования. В связи с этим юбилеем была проведена большая работа по пропаганде славных традиций училища. Проводились
беседы об истории училища, об успехах в войсках его выпускников, создавались альбомы отзывов об их работе. В училище приходили сотни писем его бывших питомцев со словами глубокой благодарности. Многие делились своими планами, просили совета. Командиры и преподаватели охотно отвечали своим воспитанникам, помогали им и после выпуска.

К 20-летию училища было приурочено первое издание истории училища, подготовленное подполковником С. К. Мальцевым и инженером-майором С. Л. Резниковским под редакцией полковника В. В. Лютова. Активное участие в написании книги принимали преподаватели полковники И. Н. Емельянов, В. Н. Лямин, А. И. Судаков, подполковники Н. М. Петров, Н. И. Репин и преподаватель Т. А. Ржевская.

В 1961 году состоялся XXII съезд нашей партии. Итоги его работы были обсуждены на общеучилищном партийном собрании. С докладом выступил делегат съезда полковник А. И. Тимофеев. В декабре 1961 года была проведена теоретическая конференция училища на тему «Вопросы обучения и воспитания в решениях XXII съезда КПСС». В ходе собрания и теоретической конференции коммунисты и беспартийные одобрили решения съезда и внесли конкретные предложения по выполнению задач, стоящих перед училищем.

XXII съезд КПСС оказал огромное влияние па все стороны жизни училища. Командование и партийный комитет развернули активную работу по претворению в жизнь решений съезда. Заметно возросла политическая активность личного состава. Усилилось стремление курсантов связать свою жизнь с партией. Так если к началу 1960 года в училище состояло на учете 150 членов и 56 кандидатов в члены КПСС при 5 первичных организациях, то к началу 1962 года количество членов партии возросло до 201, а количество кандидатов — до 122 человек. Количество первичных
партийных организаций увеличилось до 12. Они были созданы практически в каждой роте второго и третьего курса, что позволило перенести центр политико-воспитательной работы в основные
курсантские подразделения. Большую помощь в работе молодых парторганизаций оказывали коммунисты управления и циклов.

Вся политико-воспитательная работа училища строилась па документах партии п правительства об укреплении социалистической законности, о повышении роли общественности в борьбе с нарушителями общественного порядка, об укреплении связи школы с жизнью, о пропаганде и агитации. При этом учитывалось, что учебный процесс, идейно-воспитательная работа и укрепление воинской дисциплины должны проводиться в неразрывном единстве. В решении этой задачи положительное значение имело общеучилищное партийное собрание, проведенное в октябре 1963 года, с повесткой дня «Задачи коммунистов по улучшению обучения, воспитания курсантов и укреплению воинской дисциплины в училище».

 

 Генерал-майор войск связи Г. К. Попович вручает дипломы выпускникам. Справа начальник училища полковник А. Д. Фетисов

1960-1967 годы были для училища годами дальнейшего совершенствования работы по подготовке кадров в свете решений XXII и XXIII съездов КПСС, октябрьского и ноябрьского (1964 г.) Пленумов ПК партии, по подготовке к достойной встрече 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции и 50-летия Советских Вооруженных Сил.

Интересными и полезными были встречи с делегатами XXIII съезда КПСС полковником А. Д. Лизичевым, с делегатом XV съезда ВЛКСМ секретарем Горьковского горкома комсомола тов. Бычковым. В 1966 году училищу исполнилось 25 лет. Этой важной дате в истории училища была посвящена конференция, на которой выступили тепло встреченные ее участниками ветераны училища П. М. Костырин, С. Л. Резниковский и другие. Училищу было вручено переходящее Красное Знамя Горьковского обкома ВЛКСМ, что было признанием заслуг училища в работе по воспитанию молодежи. В этот период в училище действовала школа «Юный радист» для учащихся 10-х и 11-х классов подшефных школ города Горького.

Торжественно отметил личный состав училища 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, Советских Вооруженных Сил и ВЛКСМ. С большим подъемом и интересом прошли
торжественные собрания и беседы, посвященные этим датам. В честь памятных событий были организованы соревнования по различным видам спорта, по знанию техники. Перед личным составом выступили члены агитбригады политуправления Московского военного округа: ветеран комсомола участник Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза капитан 2-го ранга В. Н. Леонов; генерал-майор авиации командир дивизии, в состав которой входила эскадрилья «Нормандия—Неман», С. П. Андреев; ветеран комсомола бывший кремлевский курсант делегат I и III съездов ВЛКСМ участник гражданской и Великой Отечественной войн Б. А. Галенкин; ветеран комсомола делегат III съезда ВЛКСМ участник гражданской и Великой Отечественной войн А. И. Фоминых.

Большую воспитательную работу проводил и агитационно-пропагандистский коллектив, училища, куда входили наиболее опытные преподаватели и офицеры. Особая роль в этой работе отводилась социально-экономическому циклу, который возглавлял полковник И. Н. Емельянов, а с 1968 года — полковник Л. В. Четвертаков.

С большим подъемом личный состав училища готовился к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В 1968 году на общеучилищном партийном собрании были обсуждены задачи коммунистов по выполнению постановления ЦК КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина» и намечен план мероприятий. В соответствии с этим планом были проведены партийные активы и теоретические конференции по следующей тематике: В. И. Ленин о военных кадрах, их роли в строительстве и укреплении Вооруженных Сил», «О состоянии и мерах дальнейшего улучшения партийно-политической работы в свете требований ЦК КПСС по повышению качества подготовки офицерских кадров и достойной встрече 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «О ленинском стиле в работе офицерского состава» и другие. 

В училище проводилась большая работа по пропаганде достижений советской науки и культуры. Регулярно проходили занятия университета культуры. Курсанты с интересом слушали лекции,
выступления артистов, концерты, которые помогали лучше понимать литературу, произведения изобразительного искусства, музыку, театр, кино.

В исключительно теплой обстановке проходили встречи курсантов со старыми коммунистами, местными героями труда, учеными, писателями. В дни работы XXI съезда курсанты встретились
с участником трех революций старым большевиком М. А. Лезиным, неоднократно встречавшимся с В. И. Лениным. Много интересного узнали курсанты во время встреч с участником антарктической экспедиции кандидатом технических наук А. Ф. Николаевым, с учеником изобретателя радио А. С. Попова профессором Лучковым, одним из первых коротковолновиков Ф. А. Лбовым, с участником
первого съезда журналистов тов. Нечетовым, делегатом III съезда писателей И. И. Кочетовым. Поучительной и волнующей была встреча личного состава с защитником Брестской крепости Героем
Советского Союза майором запаса А. П. Гавриловым. Интересны были встречи со слушателями созданных по указанию В. И. Ленина Нижегородских курсов красных командиров, встреча с участниками гражданской и Великой Отечественной войн авторами книги «О мужестве, о подвиге, о славе».

Достойное место в культурном и политическом воспитании курсантов занимала библиотека. Солдаты, курсанты и офицеры всегда находили в ней интересующую их литературу. По наиболее
интересным произведениям регулярно проводились среди личного состава читательские конференции. Например, с большим успехом прошли конференции по книгам: «Офицеры» И. Л. Миксона, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Курсанты» Ю. Ф. Пронякина, «Гвардии лейтенант» В. Комиссарова и другие. Особенно большую работу в пропаганде литературы проводила старейшая работница училища заведующая библиотекой с 1947 года Н. В. Сорокина. Но, пожалуй, основным центром организации массово-политической и культурной работы являлся клуб училища. В клубе регулярно проводились тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с передовиками производства и другими знатными людьми, демонстрировались кинофильмы. Большой заслугой клуба является организация художественной самодеятельности. Успехи ее в значительной степени были связаны с начальником клуба горячим энтузиастом самодеятельного творчества подполковником Б. А. Беликовым. Он обладал умением находить и поддерживать среди личного состава талантливых музыкантов, певцов, танцоров.

 

Большой популярностью у курсантов пользовались вечера КВН

Каждая рота училища имела хороший коллектив художественной самодеятельности, в котором участвовало 60—80 процентов всего личного состава, а в некоторых подразделениях—почти все
100 процентов. Наилучших успехов на смотрах художественной самодеятельности добились подразделения майора Ф. С. Харина и капитана Ф. А. Давиденко. Коллектив художественной самодеятельности училища организовал концерты на заводах и предприятиях, выступления по Горьковскому телевидению: почти ежегодно занимал первые места на гарнизонных и окружных смотрах армейских талантов. Танцевальный коллектив училища заслужил право выступать на посвященном 40-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского Флота Всеармейском концерте, который состоялся в Москве 23 февраля 1958 года. На концерте присутствовали члены Советского правительства.

Подлинного триумфа добились хоровой и танцевальный ансамбль и эстрадный оркестр училища на смотре армейской художественной самодеятельности войск Московского военного округа
в 1960 году. Газета «Красная звезда» 2 марта 1960 года отмечала: «Героями... концерта можно без преувеличения назвать курсантов Горьковского военного училища связи. Хор курсантов под руководством офицера запаса Я. Лебедева проникновенно исполнил «Ноченьку» из оперы «Демон» Рубинштейна и русскую народную песню «Есть на Волге утес». Танцевальный коллектив живо, весело исполнял танцевальную картинку «В нашем подразделении». Командующий поисками МВО Маршал Советского Союза К. С. Москаленко наградил эти коллективы. Клубу училища был вручен переходящий приз.

При рассмотрении всех сторон деятельности училища в эти годы нельзя обойти физическую подготовку и спорт, которым в училище всегда уделялось и уделяется большое внимание. Спорт в училище носил массовый характер. Особенно большое распространение получили военно-прикладные виды спорта, в которых команды училища добивались значительных успехов на соревнованиях.

В 1958 году команда училища заняла первое место па стрелково-стендовых соревнованиях в Московском военном округе; в 1960 году — третье место по стрельбе. В 1958 и 1959 годах фехтовальщики училища заняли первые места в гарнизоне на соревнованиях по всем видам оружия: штыку, эспадрону, рапире. Команда училища неоднократно занимала первое место в гарнизоне по вольной борьбе, а на 27-й зимней спартакиаде Московского поенного округа в 1960 году заняла третье место. Курсант Г. Д. Гущин стал чемпионом Московского военного округа. Приказом командующего войсками округа он награжден ценным подарком.

Команды училища занимали первые места по офицерскому и сержантскому многоборью в гарнизоне и призовые места в округе. Особой любовью в училище пользовался лыжный спорт. Им занимался практически весь личный состав. Команды лыжников неоднократно занимали первое место в гарнизоне. В 1960 году чемпионом Горьковского гарнизона в лыжной гонке на 15 километров стал рядовой В. В. Стахович.

Успешно выступали курсанты училища по гимнастике. В 1958 году чемпионом гарнизона по гимнастике стал курсант В. Куцаков. Систематические занятия спортом дали возможность училищу
выпускать всех молодых офицеров значкистами ГТО и спортсменами-разрядниками, причем многие имели разряды по нескольким видам спорта.

 

 Команда училища по радиоспорту, занявшая 1-е место в округе (1969 г.)

Широко распространен в училище радиолюбительский спорт, направленный на улучшение подготовки радистов и повышение их классности. Коллектив радиолюбителей, являясь филиалом Горьковского областного радиоклуба ДОСААФ, имел две радиостанции: коротковолновую и ультракоротковолновую с позывными. Активное участие в работе коллектива радиолюбителей принимали офицеры Бутовский, Козинец, Шиховцев, старшина сверхсрочной службы Щербаков, курсанты Байдалов, Лаптев, Ловыгин, Ситенков и другие.

Радиолюбители училища получают большое количество карточек-квитанций из дальних городов Советского Союза и из других стран. С большим увлечением работают радиолюбители, связываясь с различными пунктами земного шара. Многие радиолюбители получили спортивные разряды.

В училище готовились сильные команды по радиоспорту, который включал прием на слух, «охоту на лис» и ориентирование. Подготовкой команды занимался преподаватель никла СЭС майор А. С. Усватов. В 1969 году на первенстве ордена Ленина Московского военного округа по радиоспорту команда училища в составе А. С. Усватова, И. В. Балакина, Н. А. Горбунова, В. В. Домнина, А. П. Никифорова, Ю. В. Разгуляева, В. Г. Федотова, В. И. Филиппова, Ю. А. Цветкова заняла первое место. В последующие годы некоторые члены команды училища включались в команды округа и Сухопутных войск на всеармейские соревнования.

Опыт училища в развитии радиолюбительского спорта был использован командованием войск связи. На базе училища неоднократно проводились окружные и всеармейские соревнования радио-
любителей. Ряду офицеров училища от начальника войск связи были объявлены поощрения за хорошее обеспечение соревнований.

Всесторонняя учебно-воспитательная работа командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций приносила свои положительные плоды. Из стен училища уходили в войска хорошо подготовленные в идейно-политическом и профессиональном отношении молодые офицеры. Они добросовестно продолжали службу в войсках связи на различных должностях. Об этом красноречиво говорят многочисленные отзывы о выпускниках училища, корреспонденции в центральной и местной печати.

 

Старший преподаватель
подполковник А. С. Усватов

 Газета «Красная звезда» 22 мая 1958 года поместила развернутый очерк о работе выпускника училища 1958 года В. Куцакова, 16 декабря 1959 года-—статью о выпускнике также 1958 года Ю. Оношко. В газете были отмечены первые успехи молодых офицеров. Много положительных отзывов получено также из частей, в которых курсанты проходили войсковую стажировку. Вот некоторые из них, поступившие в 1959 году. «Курсант Толстогузов... технически грамотен. Хороший воспитатель. Умело ремонтировал радиорелейную станцию Р-401 и преподавал методику ремонта подчиненным». «Курсант Лопатин… является образцом выполнения всех воинских уставов и наставлений». «Курсант Филиппенко... исключительно требователен, дисциплинирован. Активно принимал участие в изготовлении наглядных пособий. При открытии летнего спортивного сезона в части занял первые места по большинству видов спорта, включенных в программу соревнований».

 «Курсант Шмырев шел со своего поста в расположение части через село и оказался свидетелем пожара. Горела изба. Большинство людей было в поле. Вокруг горящей избы метались несколько женщин и детей. Из несвязных криков курсант Шмырев понял, что в доме осталась старая женщина. Пренебрегая опасностью, он бросился сквозь пламя в избу и вынес оттуда женщину, которая уже потеряла сознание. Затем, действуя также решительно и смело, он успел вынести часть имущества и вывести из сарая скот. Жители села и командование части горячо благодарили курсанта Шмырева за его решительность, смелость и самоотверженность».

Отлично зарекомендовали себя и выпускники различных лет, оставленные или прибывшие служить в училище. Стал преподавателем нашего училища выпускник 1961 года А. А. Радчук. Выпускники 1963 года Ю. П. Катушкин, С. А. Мошенский и П. П. Пархома, теперь являясь преподавателями нашего училища, готовят новое поколение примерно по тем же вопросам, которые изучали сами, но уже на более высоком уровне. Все они успешно служили в войсках, закончили академию связи, а затем адъюнктуру. Причем, С. А. Мошенский, закончив академию с Золотой медалью, сразу был оставлен в адъюнктуре и в 1972 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Также преподавателями в высших училищах связи работают отличники—выпускники 1965 года—В. Паладий, П. Пересько. Продолжают службу в нашем училище выпускники 1969 года майоры С. И. Лупин, Ю. В. Разгуляев, И. Я. Гараган, выпускники одногодичных курсов младших офицеров 1964 и 1966 годов подполковник Е. З. Герасименко, капитан В. Л. Цалый.

Положительно оценивают деятельность личного состава по подготовке офицерских кадров государственные экзаменационные комиссии и комиссии старших начальников.

В декабре 1960 года училище подверглось всесторонней проверке комиссией Московского военного округа под председательством Героя Советского Союза генерал-лейтенанта А. А. Дьяконова. Комиссия отметила, что личный состав училища успешно выполняет поставленные перед ним задачи, курсанты обладают хорошими практическими навыками в работе на аппаратуре и в
ремонте ее. Подчеркивалось, что успешное практическое обучение в значительной степени обеспечивается хорошей учебно-материальной базой, созданной за короткое время в училище, и тесной связью е войсками, а также напряженной работой командования и преподавательского состава. В акте комиссии указывалось, что преподаватели цикла, где начальником полковник Ю. И. Уджуху, успешно сочетают обучение с воинским воспитанием курсантов. На этом цикле хорошо поставлена полевая выучка будущих офицеров. При проверке знаний курсантов по дисциплинам цикла полковника А. И. Судакова все проверенные учебные группы получили отличные оценки.

Комиссия отметила хорошую организацию и содержание политико-воспитательной работы, в результате которой расширилось марксистско-ленинское мировоззрение, укрепилась воинская дисциплина, повысилось стремление курсантов к вступлению в ряды Коммунистической партии.

Маршал Советского Союза В. И. Чуйков с группой генералов и офицеров в училище

 Были отмечены также положительные стороны деятельности коллектива училища в области военно-научной, рационализаторской работы, в участии в военной печати, в обобщении передового
опыта воспитания и обучения, в создании наглядной агитации, во внедрении войскового опыта в учебный процесс. Общая хорошая оценка, полученная училищем при проверке, явилась итогом многолетнего труда коллектива, выработавшего свои традиции, накопившего большой опыт подготовки офицеров-связистов.

В марте 1961 года училище посетили Главнокомандующий Сухопутными войсками Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, начальник войск связи Министерства обороны СССР генерал-полковник войск связи А. И. Леонов; маршал артиллерии В. И. Казаков и генерал армии А. С. Жадов. Они осмотрели учебно-материальную базу училища, ознакомились с ходом боевой и политической подготовки училища, с жизнью и бытом подразделений.
Маршал Советского Союза В. И. Чуйков обратил внимание командования и партийного комитета училища на необходимость дальнейшего повышения методического мастерства преподавателей и командиров, усиления связи обучения с практикой войск, привития курсантам практических навыков, повышения их полевой выучки. Главком Сухопутных войск подчеркнул особо важное значение партийно-политической работы и воспитания высоких моральных боевых качеств у курсантов — будущих офицеров.

 

Далее -> Училище становится высшим